На форуме «ЕВРОПЕЙСКИЙ БИЗНЕС: ИЗ РОССИИ В УКРАИНУ, КАЗАХСТАН И БЕЛОРУССИЮ» были рассмотрены последние экономические и политические изменения в странах Таможенного союза, а также особенности ведения бизнеса на их территории.
В работе форума, организованного Франко-российской торгово-промышленной палатой (ССIFR), приняли участие более 50 топ-менеджеров компаний, заинтересованных в выходе на рынки трёх стран.
В рамках Таможенного союза усиливаются интеграционные процессы, товарооборот вырос на 36%. «Мы уже видим создание на территории трёх стран межотраслевых союзов, включающих бизнес трёх стран», — отметила Анна Сысоева, заместитель директора Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ Минэкономразвития РФ. В будущем едином экономическом пространстве предполагается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Но у интеграции есть и еще один позитивный эффект: «Бизнес начал выбирать, в какой из трёх стран условия выгоднее в каждом конкретном случае, — отмечают участники форума. – Именно туда и переносят производство. Сложилась конкуренция юрисдикций, и сейчас таким образом бизнес подталкивает государственные органы к учету его интересов».
Какие причины подталкивают инвесторов выбирать юрисдикцию той или иной страны? Участники форума называют четыре критерия: это регистрация предприятия и прав собственности, подключение к энергосетям и сетям общего пользования и налоговый режим.
«У нас два основных фактора, определяющих формат нашего участия в бизнесе каждой страны: платежеспособность стран и наличие специалистов, — рассказал Филипп Пегорье, президент Alstom по России, Украине и Белоруссии. — Единственная страна, у которой есть и деньги, и мозги, – это Россия. Поэтому мы выпускаем продукцию в интересах других стран СНГ в России, действуем в рамках Таможенного союза. В Казахстане при реальной политической поддержке инвесторов не хватает квалифицированных кадров. Для европейцев на Украине целесообразно развивать бизнес в партнерстве с местными крупными компаниями». «Во всех проектах мы всегда локализуем производство, мы передаем технологии, работаем вместе, образовываем совместные предприятия», — добавил он.
Подобную стратегию избрал и Мартиаль Секели, генеральный директор «Лакталис Восток» (французская семейная фирма, 75% оборота которой сейчас приходится на рынки за пределами Франции). «Мы предпочитаем выкупать местные марки на тех рынках, где пытаемся закрепиться: сейчас у нас есть и украинские, и казахские бренды».
Главная причина выхода на рынки стран СНГ – это их экономическое развитие последних лет. Борис Киселевски, заместитель главы Экономических служб в странах СНГ Посольства Франции в России, отметил, что на рынок Казахстана начали выходить французские компании, причем связанные не только с добычей нефти.
Казахстан привлекает иностранных инвесторов и по другой причине: в перспективе он станет центром международной торговли. «Инфраструктурные проекты увеличат транзитную функцию Казахстана», — говорит Даулет Куатбеков, партнер «Делойт Казахстан». Речь идет как о строительстве железных дорог внутри страны, так и связывающих ее с Ираном и Западным Китаем.
Привлекают инвесторов и изменения на Украине: «налоговая система меняется буквально на глазах», говорит управляющий партнер Делойт Украина Владимир Вахт. Директор Франко-российского аналитического центра Обсерво Арно Дюбьен представил анализ влияния политических процессов на Украине на международный бизнес и напомнил о важной дате: «выборы 28 октября определят будущий сценарий развития Украины — или продолжение современной политики, или изменение на евразийскую политику».
«Происходящие на Украине политические процессы не затрагивают мелкий и средний бизнес, — добавил генеральный директор «Скиф-Консалтинг» Дмитрий Демиденко. — Однако крупным компаниям приходится учитывать все изменения. Влияет на бизнес и наличие сильных региональных элит».
Дискуссия разгорелась по поводу Белоруссии. «Это страна, которая после кризиса стала менее открытой для бизнеса, — заявил Борис Киселевски. – Но французское правительство поддерживает инвестиции в экономику Белоруссии и видит большой потенциал в развитии в стране банковской сферы и агропромышленности».
Ульф Шнайдер, генеральный директор RUSSIA CONSULTING Group, подробно сравнил бухгалтерские и налоговые системы трёх стран и особо подчеркнул условия для инвесторов в Белоруссии: «Есть возможность перенести убытки на будущие периоды. Зарегистрированные в Парке высоких технологий компании IT-бизнеса бессрочно не платят налог на прибыль, иностранные компания имеют право самостоятельно решать – платить или не платить социальный налог».
«Белоруссия – сильно централизованная страна, — говорит генеральный директор «Скиф-консалтинг» Дмитрий Демиденко. — Мешает ли это ведению бизнеса? Нет. Скорее помогает. Сильная президентская власть – это гарантии, позволяющие инвестору свободно действовать, создавать новые рабочие места и спокойно работать. Иностранные инвесторы имеют статус «священной коровы» и получают массу льгот при условии, что их проект поддержан государством. Но государство и контролирует, чтобы инвестор оправдывал ожидания в плане прибыли, конкурентоспособности и уровня зарплат». В пользу Белоруссии говорит и процедура таможенного оформления на территории страны, которая отличается прозрачностью и чётким соблюдением сроков.
Валерий Саженков, вице-президент Schneider Electric, рассказал о процессе перемещения импортных грузов в рамках ТС, опыте применения нулевой ставки НДС и применения закона о трансфертном ценообразовании. «Что касается национальных технических регламентов, то теперь будут технические регламенты ТС. Вопрос в том, регламенты какой страны лягут в основу. Этот вопрос должен быть в центре внимания органов», — сказал он.
На форуме были также рассмотрены таможенные вопросы, в частности, развитие логистической инфраструктуры на территории России и совершенствование таможенного администрирования, которое предусматривает сокращение времени прохождения товара через границу, электронное декларирование, принцип «одного окна» на границе и др. В целом, изменения в данной области возможны только при тесном сотрудничестве таможенных органов и бизнеса.