«России целесообразно заключение стратегического партнерства. При этом Франция и Европа — это привилегированные партнеры России и, откровенно говоря, альтернативу европейской кооперации в авиапромышленности трудно найти»
Деловой завтрак, посвященный презентации аналитической записки центра Обсерво «Российский авиапром: итоги реформ и перспективы развития», собрал более 80 участников, в том числе военных атташе ряда стран, представителей предприятий авиастроительной отрасли и военно-промышленного комплекса, экспертов.
Автором Аналитической записки №3 центра выступил Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ).
В начале своего выступления Константин Макиенко дал обзор процесса формирования текущей структуры российского авиапрома, дав характеристику поведения каждой компании-участника рынка на каждом этапе трансформации. Также в привязке к этапам говорилось об «упущенных» возможностях развития иного сценария: «Тогда Сухой мог бы стать полюсом государственного контроля, а Иркут развивать международную кооперацию. Но модель не получила развития, государство взяло курс на создания национального чемпиона», а также об обсуждаемых интересных проектах, которые по разным причинам не получили продолжения.
По словам Константина Макиенко, к итогам более 12-летнего реформирования отрасли можно отнести: физическое сохранение активов в период кризиса, то, что возрастает экономическая эффективность, рационализация, а также интеграцию внутри субъектов. Результат «работы» государства (в области военного авиастроения)– это формирование крупного внутреннего пакета заказов в рамках программы перевооружения армии.
Вместе с тем, в отрасли сохраняется большая долговая нагрузка, нет прогресса в области поиска стратегического европейского партнера, в сегменте коммерческих самолетов почти полностью потерян внутренний рынок (около 97% занято иностранными судами).
«Одна из неудач, что ОАК по существу так и не является объединенной корпорацией, интересы входящих в нее компаний не подчинены единой цели подобно тому, как в Европе все структуры EADS работали над единым проектом самолета».
Сейчас ОАК – в «гарантированный период заказов» — будет использовать это время для усиления в сегменте коммерческих самолетов. Вероятно в 2020 году IPO ОАК.
Интерес, по словам Константина Макиенко, представляют «слабые токи», появляющиеся небольшие проекты международной кооперации, которые могут вырасти в серьезные проекты.
Будущее сегмента коммерческих самолетов зависит от реализации проектов SSJ и МС-21, «если они не будут успешны, то России останется лицензионная сборка самолетов». Государство создало большой заказ на закупку боевых самолетов на внутреннем рынке, но их экспорт падает. «Падение произошло за счет насыщения китайского рынка, индийский рынок тоже близок к насыщению. Сейчас мы видим возвращение китайцев, которые планируют закупку более 20 СУ-35. Вопрос в том, будет ли эта покупка разовой или за ней последуют еще».
«России важно запустить проект среднего истребителя пятого поколения. У ряда стран, Китая, Турции, Южной Кореи и Индонезии, есть такие проекты, и Россия не должна упустить этот рынок».
«России целесообразно заключение стратегического партнерства. При этом Франция и Европа — это привилегированные партнеры России и, откровенно говоря, альтернативу европейской кооперации в авиапромышленности трудно найти, — сказал в заключение Константин Макиенко. – Однако, в будущем под словом cooperation в авиастроении хотелось бы понимать не закупку со стороны России, а именно совместные проекты».
Полный текст документа "Российский авиапром: итоги реформ и перспективы развития"
Cliquez ici pour obtenir le texte intégral de la note d’analyse " Avionneurs russes: bilan des réformes et perspectives d’avenir " (en français)
Full text of Note "Russia’s Aviation Industry: Results of Reforms and Prospects of Development" (english version)