Представители ФАС России и компании-члены Франко-российской торгово-промышленной палаты обсудили последние изменения в антимонопольном законодательстве.
5 декабря 2018 года представители ФАС приняли участие в ежегодной встрече с представителями французских компаний, которая состоялась в стенах Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCI France Russie). В ходе мероприятия участники обсудили последние новости российского антимонопольного законодательства. Так, основными темами стали контроль иностранных инвестиций и госзакупок, регулирование цен на лекарства и торговой деятельности, а также недобросовестная конкуренция.
Развитие цифровой экономики требует пересмотра подходов к антимонопольному регулированию и правоприменению. Чтобы усовершенствовать регулирование бизнеса и вывести его на новый уровень, антимонопольной службой был разработан «пятый антимонопольный пакет», о котором участникам мероприятия рассказал заместитель начальника Правового управления ФАС России Игорь Антонов. Так, в документе представлены новые подходы к контролю экономической концентрации и координации экономической деятельности, критерии к определению доминирующего положения, среди которых можно выделить владение инфраструктурой и сетевые эффекты. Кроме того, «пятым антимонопольным пакетом» предусмотрены и новые подходы к контролю за исполнением предписаний ФАС России. «В частности, предложен институт доверенного лица, которое определяется антимонопольным органом для выполнения функций по мониторингу и содействию исполнения предписания. При неисполнении предписания предлагается наделить ведомство правом обратиться в суд с иском о принудительном разрешении использования в России результатов интеллектуальной деятельности или даже потребовать запретить их оборот», — подытожил спикер.
Об особенностях регулирования цен на лекарственные препараты рассказала Надежда Шаравская, заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России. В частности, речь шла о новых правилах регистрации и методике расчёта цен на лекарства, входящие в перечень ЖНВЛП, которые были приняты постановлением Правительства РФ от 08 октября 2018 года №1207. Одним из главных нововведений стал переход от «затратного» метода регистрации предельных отпускных цен на лекарства из стран ЕЭС к «индикативному». Кроме того, была введена деференциация размера понижающего коэффициента и уровня индексации в зависимости от уровня цен. Изменился перечень референтных стран: из него исключены страны с устойчиво высокими ценами и с нестабильными системами ценового регулирования. «Новые подходы призваны сделать более прозрачной и объективной систему регистрации цен в нашей стране. Прежде всего, они устраняют дискриминацию отечественных производителей по отношению к иностранным, формируют единые цены за потребительскую упаковку препарата, а также включают в себя меры поддержки для препаратов нижнего ценового сегмента и вакцин», — подчеркнула она.
Тему антимонопольного регулирования в сфере розничной торговли осветила Екатерина Урюкина, заместитель начальника Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России. В ходе выступления она рассказала о наиболее распространённых нарушениях применения Закона о торговле, а также об основных проблемах между поставщиками и торговыми сетями. В частности, спикер отметила необходимость развития саморегулирования в торговле для выстраивания продуктивного диалога между всеми участниками рынка. «Необходим «перезапуск» системы саморегулирования в сфере розничной торговли, — констатировала Екатерина Урюкина.
Заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Мария Томах рассказа об изменениях в сфере регулирования государственных закупок. «В конце 2017 года был принят крупный пакет поправок в Закон о контрактной системе. Он предусматривал перевод всех закупок в электронную форму. Эта инициатива позволила заказчикам расширить географию участников закупок, привлечь к ним большее количество участников, тем самым обеспечив высокую конкуренцию на закупках, что в свою очередь положительно скажется на снижении цены контракта при сохранении заданного качества, а значит и экономии бюджетных средств», — уточнила она.
О контроле в сфере осуществления иностранных инвестиций рассказал Всеволод Савин, заместитель начальника правового отдела Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России. В своём выступлении он осветил такие вопросы как правовой режим осуществления иностранных инвестиций и изъятия из него, отношения, регулируемые Законом № 57-ФЗ, а также роль ФАС России. Кроме того, спикер рассказал о механизме контроля осуществления иностранных инвестиций и о категориях сделок, которые требуют предварительного согласования, выделил наиболее распространенные сделки по видам деятельности за последние 9 лет, а также обозначил наиболее инвестиционно привлекательные сферы. «На протяжении 2015 -2017 годов ТЭК остаётся наиболее инвестиционно привлекательной сферой, общий объём иностранных инвестиций, согласованный с Правительственной комиссией, составил 22,2 млрд. долл. США, — констатировал Всеволод Савин. – Второе и третье место по привлекательности занимают морские порты и аэропорты РФ, объем инвестиций в которые значительно увеличился за указанный период».
Переходя к вопросу о недобросовестной конкуренции при индивидуализации товаров, Яна Склярова, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, осветила ключевые моменты практики применения главы Закона о защите конкуренции, посвящённой недобросовестной конкуренции. «Новая глава Закона была введена, прежде всего, в целях уточнения перечня форм недобросовестной конкуренции с учетом сложившейся судебной и административной практики и сближения положений российского законодательства о недобросовестной конкуренции с европейским опытом применения положений антимонопольного законодательства, и наша работа на сегодняшний день показывает, что новые нормы работают успешно», — сказала спикер. Яна Склярова рассказала об основных нарушениях-лидерах и обрисовала ключевые проблемы правоприменения, которые, прежде всего, касаются самой объемной категории дел – по фактам смешения товаров на рынке, проиллюстрировав примеры антимонопольных дел фотоматериалами из практики центрального аппарата и территориальных органов ФАС России.