19 апреля состоялся франко-американский круглый стол «Ритейл в России», на котором руководители крупнейших международных компаний обсудили перспективы развития российского рынка ритейла.
Организаторами мероприятия выступили Франко-российская торгово-промышленная палата (CCI France Russie) и Американская торговая палата. Встреча прошла при поддержке Комитета по розничной торговле CCI France Russie. Круглый стол модерировал генеральный директор American Express Банк Россия Барри Шеридан.
Более 70% товаров продается через современную розницу
По данным Росстата, в 2017 г. российская розничная торговля вышла из продолжительной рецессии, увеличив оборот на 5,3%. Однако, как подчеркнул Дмитрий Швецов (Nielsen), реальные располагаемые денежные доходы населения снизились в 2017 г. на 1,7%, а индекс потребительского доверия Nielsen вырос всего до 69 пунктов из 200 возможных. 68% потребителей, согласно Nielsen, находятся в режиме экономии по итогам 2017 года. Больше всего люди экономят на одежде и отдыхе вне дома.
Дмитрий Швецов, директор по работе с ритейлерами Nielsen Россия
В целом рынок FMCG в 2017 г. вырос на 3.2% в денежном выражении и снизился на 0.4% в натуральном выражении по отношению к предыдущему году.
Локализация и ограничение импорта открывают широкие возможности для роста малых и очень малых локальных производителей товаров FMCG, вплоть до фермерских, которые растут быстрее рынка. В ритейле ситуация противоположная: наблюдается мощный тренд на консолидацию рынка, более 70% товаров FMCG продается через современную розницу.
Формат гипермаркетов не теряет актуальности
Согласно исследованиям Nielsen, среди каналов торговли выигрывает канал «супермаркет» (торговые точки от 300 до 2,5 тыс кв м с самообслуживанием), который составляет более 35% всего оборота FMCG. Внутри сегмента «гипермаркет» наблюдается тенденция роста малых форматов площадью до 5-10 тыс. кв. м.
Однако, как утверждает Президент Ашан Россия Франсуа Реми, при правильном подходе крупный формат гипермаркетов не теряет актуальности. «Мы сделали наши магазины более специализированными. Например, планируется создание пространства для дегустации продовольственных товаров, а в отделе электроники персонал может рассказать про ремонт телевизора лучше, чем об этом написано в интернете», – отмечает Франсуа Реми.
Франсуа Реми, президент Ашан Россия
По словам Франсуа Реми, современный гипермаркет должен стать пространством для открытий и жизни, куда клиенты могут прийти, чтобы получить не только качественный сервис и товары, но и новый опыт и возможность стать экспертом в той или иной области.
Большой потенциал онлайн-продаж в России
В прошлом году суммарный объем российского рынка электронной торговли преодолел 1 триллион рублей (АКИТ), темпы роста составили около 20%. Более трети в этом объеме составила трансграничная торговля.
Компания Mercaux провела опрос среди ритейлеров, согласно которому 80% респондентов отмечают необходимость инвестировать в развитие электронной торговли и технологий для улучшения качества обслуживания клиентов и повышения их лояльности. 63% участников опроса также отметили, что технологии позволяют увеличить продажи в магазине, 59% – что многоканальность и переход в онлайн позволяют вернуть упущенные продажи.
Ольга Коцур, основатель Mercaux
В России товары FMCG покупает онлайн пока только 3% потребителей. Однако 47% россиян рассматривают эту возможность, и это огромный потенциал для индустрии (Nielsen). Главное, утверждает Дмитрий Швецов, – не разочаровать потребителя при первой онлайн-покупке. Для российских потребителей ключевыми факторами совершения покупки онлайн являются свежесть товара (продовольственные покупки), возврат средств в случае недоставки товара и наличие опции бесплатной доставки для покупок на определенную сумму.
Развитие электронной торговли оказывает прямое влияние на бизнес-модель прямых продаж. Как отметила генеральный директор Avon Восточная Европа Елена Старкова, в сетевом маркетинге представитель компании теперь должен быть не курьером, а мини-инфлюенсером и мини-блогером, который воспринимается как знаток в области красоты. При этом оффлайн-компонент в ритейле по-прежнему важен, заявляет Елена Старкова. Перелистывание каталога, общение с консультантом – один из ключевых элементов процесса покупки и настоящий ритуал для потребителей Avon.
Елена Старкова, генеральный директор Avon Восточная Европа
Впечатления важнее обладания вещами
По данным GfK, современный российский потребитель хочет обогащать свой опыт и развиваться как личность, поддерживать здоровье и упрощать себе жизнь при помощи инноваций.
Кристина Нарыкова, руководитель направления исследований инноваций GfK, подчеркнула, что впечатления стали важнее обладания вещами более чем для 55% россиян, а 48% всегда ищут новизну и забаву даже в повседневных товарах.
Кристина Нарыкова, руководитель направления исследования инноваций GfK
В то же время 51% россиян активно ищет продукты и услуги, которые помогают вести здоровый образ жизни. Этот потребительский тренд имеет потенциал для развития в России, т.к. он резонирует с личными ценностями россиян, среди которых – здоровье и бодрость, потребность хорошо выглядеть, дух молодости.
Также в России активно развивается тренд на использование инноваций, которые помогают противостоять современным стрессам. 54% россиян готовы платить больше за те продукты, которые делают жизнь легче.
***
Круглый стол собрал порядка 90 участников, которые смогли обсудить ситуацию на рынке розничной торговли, обменяться мнениями и задать интересующие вопросы спикерам. Развитие онлайн-торговли, изменение подхода потребителей к процессу покупок, консолидация рынка стали ключевыми тенденциями российского ритейла в 2018 году. Некоторые эксперты считают, что в ближайшем будущем рынок может стать крупнейшим в Европе.
Франко-российская торгово-промышленная палата выражает благодарность спикерам конференции, ее спонсорам – компаниям Servier и НОВАТЭК, а также Американской торговой палате за помощь в организации мероприятия.