5 июня Франко-российская торгово-промышленная палата (CCI France Russie) провела вебинар, посвященный текущим изменениям потребительских привычек. В мероприятии приняли участие лидеры оффлайн и онлайн-ритейла, сфер консалтинга и интеллектуальной собственности.
Открыл выступления спикеров Иван Котов, управляющий директор и партнер BCG, глава экспертной практики по потребительским товарам и розничной торговле в России и СНГ. Иван представил результаты проведенного совместного с Ромир исследования изменений потребительских настроений за период апрель-май 2020 года. Спикер отметил, что потребители устали от изоляции и очень хотят вернуться к привычной жизни. Люди стали меньше бояться вируса и больше беспокоиться о работе и финансах. Не все приобретенные в период пандемии привычки сохранятся: бум электронной торговли скорее всего спадет, в ближайшее время ожидается возврат трат в докризисный период по основным видам категорий товаров. Туризм и рестораны восстановятся позже всех, а одежда и косметика лишь немного отстанут от продуктов питания.
Представители фирмы «Городисский и партнеры» рассказали, как можно бороться с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности в интернете в период роста доли онлайн-покупок, Старший юрист Илья Горячев отметил, какие нарушения в интернете до сих пор остаются актуальными, какие существуют базовые положения по защите бренда и что такое ответственность информационных посредников. Илья также рассказал об «антипиратском» законе, который помогает достаточно быстро бороться с создателями «копий» сайтов, с размещением неавторизованного контента и других проблем.
Дмитрий Русаков, руководитель группы защиты брендов, рассказал о сервисе Gorodissky IP security, мониторинговом механизме, который в дальнейшем используют аналитики для претензионной работы. Дмитрий показал, какие нарушения есть в интернете и как злоумышленники воспользовались доверием потребителей в период пандемии.
Следующим стало выступление руководителя по работе с ключевыми клиентами Яндекс.Кассы Елены Зернаевой. Елена отметила, что показатели e-commerce за период c 2015 по 2019 гг. были достаточно стабильные, наблюдался рост продаж и среднего количества транзакций. Сейчас же вырос оборот и средний чек, но количество транзакций уменьшилось, возможно, в связи с тем, что многие интернет-магазины сегодня предоставляют услуги доставки от определенной суммы. Значительно увеличился чек на товары для дома и хобби, на доставку еды, детские товары, страхование и услуги для бизнеса. Вместе с тем средний чек на образование, туризм и отдых значительно упал.
Екатерина Рыжова, директор омниканального опыта клиента Leroy Merlin, представила опыт работы лидера в сфере оффлайн DIY-ритейла. Екатерина отметила увеличение роста спроса на загородные товары, поскольку для многих дача стала единственной альтернативой на отдых. Спикер рассказала, что в компании значительно увеличилась доля онлайна, большие магазины были стремительно переведены в даркстор. Также спикер отметила, что Леруа Мерлен является «сотрудникооориентированной» компанией, ни один сотрудник не был отправлен в неоплаченный отпуск и не сокращен, вся трансформация бизнеса проходила с максимальным привлечением сотрудников, в том числе профиль которых оказался временно невостребованным.
Артем Глущенко, GR директор Яндекс.Маркет, рассказал об опыте компании в период пандемии. За три месяца карантина в сервисе «Беру» наблюдался кратный рост спроса на целую группу товаров.. Потребители продолжают организовывать рабочее пространство в квартире и на даче, также вырос спрос на спортивные товары, на категории товаров выходного дня, диетическое питание, расходные материалы для компьютерной техники. С одной стороны данные демонстрируют развитие бизнеса, с другой стороны показывают колоссальную нагрузку на логистические компании и на работу внутренних процессов.
Артем также отметил рост интереса со стороны продавцов по размещению на сервисе «Беру»: рост подключения вырос больше чем на 30%. Также Яндекс.Маркет оказал серьезную поддержку интернет-магазинам, выдал бонусы, которые покрывали 50% на рекламу (но не более 50 000 рублей), стали чаще следить за ценами и ассортиментом для борьбы со злоумышленниками.
Далее выступила Ольга Тарасова, директор по цифровым технологиям Ашан. В своей речи она сфокусировалась на том, какие процессы были внедрены в новой реальности. Спикер отметила, что поменяются потребительские привычки, организации в компании и сам подход к тому, как мы работаем. Ольга рассказала о внедрении нового цифрового продукта, запуске пилота по доставке из магазинов Ашан в партнерстве с iGooods.
Елена Устюгова, управляющий директор Alvarez&Marsal, представила свое видение изменений потребительских привычек. Елена отметила, что последствием COVID-19 станет затяжная глубокая рецессия с возможным восстановлением экономики к концу 2022 г. Выход из рецессии в России может быть еще более продолжительным из-за падением цен на нефть, санкционного давления и институциональных проблем и слабой поддержки государства. Спикер также рассказала, что в долгосрочной перспективе ожидаются более высокие темпы роста доходов и уровня прибыльности у компаний, которые работают по принципу «качественнее, нежели дешевле». Компаниям необходимо развивать онлайн каналы для B2C и B2B, улучшать клиентский опыт, трансформировать оффлайн-сети продаж и обслуживания и сохранять фокус на затратах, одновременно с доходами.