Франко-российская торгово-промышленная палата (CCIFR) выступила партнером конференции РБК «Государственно-частное партнерство: актуальные вопросы», которая прошла 30 мая 2014 г. в гостинице Марриотт Грандъ в Москве.
В ходе конференции актуальные проекты ГЧП и перспективы привлечения частных инвестиций в крупномасштабные проекты обсудили представители государственных органов и эксперты: представители АНО «Агентство стратегических инициатив»; Федерального центра проектного финансирования; Газпромбанка; Sberbank CIB; Центра развития ГЧП. В конференции приняли участие эксперты Комитета по ГЧП CCIFR.
Особое внимание было уделено реализации ГЧП проектов в инфраструктуре. По словам Алексея Чичканова, исполнительного вице-президента Газпромбанка, «основным инвестором в инфраструктуру традиционно является государство, но выполнение планов по развитию инфраструктуры невозможно без частных инвестиций».
Действительно, только ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2020 года» предусматривает 41% финансирования (5,1 трлн. рублей) со стороны частного сектора, а общая потребность в модернизации и развитии инфраструктуры России до 2022 года оценивается в 1,2 трлн. долларов (свыше 40 трлн. рублей), что диктует необходимость привлечения значительных частных инвестиций в инфраструктурный сектор. При этом на настоящий момент в России недостаточно практического опыта инвестирования в крупные инфраструктурные проекты, а по оценке World Economic Forum, в 2013 году Россия находилась на 101 месте в мире по качеству инфраструктуры (включая транспорт, энергетику, связь).
Среди основных проблем можно выделить ограниченную емкость рынка долгосрочных заемных ресурсов; ограниченные возможности по инвестированию в инфраструктурные облигации; ограниченный доступ к иностранному финансированию; недостаточность существующей правовой базы. Так, в отсутствие федерального законодательства о ГЧП привлечения инвестиций в инфраструктуру ограничены Федеральным законом №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который предоставляет наибольшие гарантии прав инвесторов в области автодорожных проектов. В свою очередь, Федеральный закон № 44-ФЗ, регулирующий госзакупки, также ограничивает привлечение инвестиций по государственному контракту.
При этом примерами удачных проектов можно назвать Западный скоростной диаметр (строительство и эксплуатация центрального участка платной автомобильной дороги в Санкт-Петербурге); Северный широтный ход (707 км участок железной дороги на территории Ямало-Ненецкого автономного округа); аэроэкспресс (финансирование поставок вагонов).
Для поддержки привлекательности инвестиций необходимо предоставление гарантий со стороны РФ, субъектов Федерации, ВЭБ; развитие законодательной базы; предоставление долгосрочного и среднесрочного рефинансирования ЦБ РФ; предоставление дополнительных мер поддержки для крупномасштабных проектов.
Результатом будет являться развитие рынка ГЧП проектов и повышение их привлекательности для частных инвесторов; снижение стоимости привлекаемого финансирования и развитие конкуренции; в целом, снижение стоимости реализуемых проектов и увеличение объема инвестиций в инфраструктуру.
Комитет по государственно-частному партнерству CCIFR, председателем которого является известный мировой эксперт Венсан Пирон (заместители председателя – Александр Долгов, партнер, международная юридическая фирма Hogan Lovells; Антон Стадников, д.ю.н., профессор; Кристиан Эртебис, директор проектов по России, Vinci Concessions), выступает как площадка для обмена опытом между российскими, французскими и международными компаниями в сфере подготовки и реализации инфраструктурных проектов и привлечения международного инвестиционного сообщества в российские инвестиционные проекты.
За время работы Комитетом по ГЧП, созданным в феврале 2012 г., был организован ряд крупных мероприятий. Среди последних проведенных встреч:
- в марте 2014 г. – деловой завтрак в Москве «Развитие российского законодательства в области ГЧП и концессионных соглашений» при участии Министерства экономического развития РФ, ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» г. Москвы, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), ОАО «Сбербанк России», Газпромбанка, французских и российских компаний;
- в апреле 2014 г. – конференция в Париже «Развитие инфраструктуры большого города на основе государственно-частного партнерства» при участии Государственная компания «Российские автомобильные дороги»; VINCI Concessions, ALSTOM TRANSPORT, GDF SUEZ, ENEL, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация (IFC).
- 4 июня 2014 г. Комитет по ГЧП и Комитет по здравоохранению CCIFR организуют круглый стол по ГЧП в здравоохранении. К участию приглашены представители Министерства экономического развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, французские и российские компании, инвесторы, банки.
Для более подробной информации: Лидия Сутормина, начальник отдела профессиональных комитетов CCIFR, тел. +7(495) 721-38-28, comites@ccifr.ru.