2 марта прошло заседание Комитета по недвижимости и строительству Франко-российской торгово-промышленной палаты по адаптации офисов к новым санитарным нормам в России.
Арно Бенуа, председатель Комитета по недвижимости и строительству, генеральный директор Inov'office, и Анастасия Семенченко, заместитель председателя Комитета по недвижимости и строительству, партнер и коммерческий директор M.K.3, представили результаты опроса компаний-членов Франко-российской ТПП.
Подробную аналитику по результатам опроса смотрите по ссылке (на английском).
По результатам опроса, вследствие пандемии потребность в офисе многих компаний значительно снизилась, а использование новых форматов работы стало новой реальностью. Так, 42% опрошенных компаний перешли на дистанционный формат работы, и только 18 % сохранили присутствие сотрудников в офисе. Около 60% планируют вернуть сотрудников в офис, который будет адаптирован к новым реалиям (установка системы очистки воздуха, увеличение числа переговорных комнат и установка перегородок между рабочими местами сотрудников).
Екатерина Саваскова, Заместитель директора отдела по представлению интересов корпоративных клиентов, CBRE, рассказала участникам заседания о ключевых трендах в области офисной недвижимости. В связи с кризисом пандемии в 2020 году количество строящихся помещений снизилось, однако стоимость аренды помещений значительных изменений не претерпела. «Большинство арендодателей заморозили арендную плату в период пандемии», – отметила Екатерина Саваскова.
Компания CBRE провела анализ рынка офисной недвижимости и пришла к следующим выводам: в 2021 году сохраняется нехватка офисной недвижимости класса А, больше половины помещений в бизнес-центрах, вводимых в эксплуатацию в 2021 году, уже забронировано, возможность строить «под свои потребности» еще остается.
О регламентировании вопросов аренды офисов и внесении изменений в договор участникам заседания рассказал Андрей Рыбин, партнер, Integrites. Спикер отметил, что на муниципальном уровне компании могут воспользоваться различными льготами: отсрочка оплаты аренды для наиболее пострадавших отраслей, освобождение от уплаты аренды по договору лизинговой аренды для определенных сфер (культура, развлечения, образование, торговля, гостиничный бизнес), отмена санкций за неуплату аренды и др.
Как адаптировать офис ко всем санитарным требованиям в России, рассказала Ирина Ворончихина, директор по развитию бизнеса Aecom. Еще задолго до пандемии компания начала продвигать инициативу «Freedom to Grow» и инвестировать в систему для удаленной работы. «Результатом реализации программы стали повышение гибкости и организации труда, а также признание со стороны компании, что работать можно одинаково успешно онлайн и офлайн», - отметила спикер. Новый офис сочетает в себе пространство для эффективной работы, зоны отдыха, общие рабочие зоны, а также предусматривает возможность расстановки мебели с учетом социальной дистанции.
Если вы хотите получать приглашения на заседания Комитета по недвижимости и строительству, отправьте запрос на адрес comites@ccifr.ru.