В пятницу 30 января 2015 года состоялось очередное заседание Комитета по розничной торговле CCI France Russie, посвященное повышению цен в магазинах и стратегии развития на 2015 год. Заседание прошло в закрытом формате и объединило порядка 15 директоров таких компаний, как АТАК, АШАН, Во имя розы, Bourjois, Castorama, CLARINS, ИЛЬ ДЕ БОТЭ, Киаби, La Redoute, Longchamp, PROMOD, Senoble, Ив Роше.
Перед лицом текущей экономической ситуации большинство ритейлеров придерживаются стратегии ожидания, избегая серьезных инвестиций в новые проекты, чтобы оценить, как будет меняться конъюнктура на протяжении первого триместра 2015 года. Несколько компаний были вынуждены в свете текущей ситуации закрыть нерентабельные магазины, в то же время бóльшая часть представленных компаний готовится к открытию новых точек продаж в этом году как на территории Москвы, так и в регионах. Поэтому крайне важно сейчас найти точный баланс между объемом продаж и количеством магазинов, с одной стороны, и маржей – с другой. Девальвация рубля позволяет игрокам рынка возобновить переговоры по снижению арендной платы и пересмотреть договоры в рублях: с закрытием магазинов освобождаются все новые площадки под сдачу, и у ритейлеров появляется больше свободы в выборе мест для открытия магазинов. Что касается торговых центров, очевидно, что рынок в Москве в настоящее время насыщен, учитывая недавние открытия крупных ТЦ, и на сегодняшний день строительство замедлилось.
Руководители компаний отмечают общее снижение потока покупателей в торговые центры с некоторыми исключениями: посещаемость в выгодно расположенных центрах по-прежнему высока. Примером может служить ТЦ «Авиапарк», открытый в конце ноября 2014 года и являющийся самым крупным торговым центром в Европе.
Участники заседания также сошлись во мнении, что заметного влияния на их деятельность санкции на ввоз товаров в Россию не оказали: даже в секторе продуктовой розницыпосле короткого периода, необходимого для перестроения цепочек логистики и поставок, ассортимент товаров без заметного сокращения вновь пополнился. Кроме того, были найдены новые поставщики и товары, в частности: фрукты, овощи, рыба и сыры из Белоруссии, Швейцарии, Турции и Ирана, а также локальные продукты от российских поставщиков.
Из-за девальвации рубля большинство магазинов были вынуждены в декабре 2014 года повысить цены на 10-15%, они же ожидают еще 2-3 волны повышений на протяжении 2015 года. Однако ценовая политика будет в целом зависеть от общей экономической ситуации и стратегии конкурентов и будет направлена на поддержание конкурентоспособности игрока на рынке.
Помимо того, итоги традиционных новогодних распродаж оказались достаточно позитивными: сейчас покупатели стремятся к экономии, поэтому скидки и специальные предложения по-прежнему привлекают клиентов.
В целом, покупательная способность россиян снижается, а значит, основной тренд на сегодня – бережное отношение к расходам. После декабрьского ажиотажного спроса на целый ряд позиций (автомобили, бытовая техника и электроника), причиной которого было стремление успеть приобрести товары до повышения цен, российский покупатель сегодня отдает приоритет товарам повседневного спроса, в частности продуктам питания, и в выборе при покупке сравнивает цены различных магазинов. В то же время, потребитель в России, как и прежде, склонен к расходам и любит радовать себя очередной покупкой – этим он гораздо «привлекательнее» для ритейлера, чем бережливый европеец.
Если многие компании были вынуждены сократить свой маркетинговый бюджет, другие, напротив, еще активнее инвестируют в рекламу и услуги, стремясь предложить более высокий уровень сервиса и тем самым удержать клиента. Даже в условиях повышения издержек на логистику, интернет-продажи составляют одну из важнейших точек роста сектора розничной торговли, однако некоторые компании, отказываются от мультиканальных продаж и концентрируются на развитии классического формата оффлайн магазинов.
Среди других важных для проблем розничного сектора следует также назвать рост арендной платы, новое законодательство о хранении данных на территории России, которое окажет значительное влияние на ИТ-инфраструктуру компаний, а также исследование потребительского поведения россиян, что позволит лучше понимать потребности клиента.
Участники заседания Комитета отмечают, что, хотя нынешняя ситуация далеко не однозначна и заметно отличается от кризисов 1998 и 2008 годов, современные условия предоставляют новые возможности, которые нужно умело использовать, чтобы суметь остаться и развиваться на российском рынке, потенциал которого остается значительным для компаний, работающих в России.
Информация и данные о компаниях, предоставленные участниками в рамках заседания, конфиденциальны и не подлежат распространению.
Мы благодарим участников встречи за их открытость и вклад в обсуждение общих проблематик. Комитет по розничной торговле CCI France Russie является местом встречи руководителей французских и российских компаний и способствует обмену информацией и практиками по актуальным вопросам области.
Более подробная информация: Лидия Сутормина, начальник отдела профессиональных комитетов CCI France Russie, lidia.soutormina@ccifr.ru.