5 марта состоялось заседание Комитета по таможне и транспорту Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCI France Russie).
Алексей Мисаилов, директор глобальной системы поставок FM Logistic и председатель Комитета по таможне и транспорту Франко-российской ТПП, подвел итоги 2019 года в области ВЭД, таможни и внешней логистики.
Спикер проанализировал статистику внешней торговли РФ.
Внешнеторговый оборот РФ в 2019 году составил 663,2 млрд долларов США, что на 3,6% меньше, чем в 2018 году, однако по сравнению с 2016 годом наблюдается очень серьезный рост (с 471,2 млрд долларов США). Ключевые факторы, повлиявшие на внешнеторговый оборот РФ — укрепление рубля, возврат многих компаний к докризисному объему грузов, сокращение производства в обрабатывающих отраслях с одной стороны; и стабильный курс URALS, сохранение санкционной политики, обострение противоречий между Китаем и США с другой. Коронавирус ударил по глобальной экономике мира и на начало 2019 года уже оказал существенное влияние на транспортную составляющую.
Спикер отметил также экспортную стабильность РФ с увеличением доли экспорта со странами дальнего зарубежья и небольшой рост импорта.
Федеральная таможенная служба в 2019 году почти на 25% увеличила собираемость таможенных платежей по сравнению с 2017 годом. Мощным инструментом по дособиранию таможенных платежей стал пост-контроль. Возросло количество проверок и их эффективность, увеличилось количество дел об административных и уголовных правонарушениях. ФТС проводит централизацию платежей, автовыпуск заработал на экспорте (на импорте — пока гораздо меньше). Что касается законодательства, то возрастает сфера регулирования ТК ЕАЭС, наблюдается все меньше отсылок к локальному законодательству.
В перспективе предполагается объединение систем таможенных и налоговых органов в рамках электронного взаимодействия для отслеживания потоков продукции от поставщиков до конечных потребителей, будет проводиться электронное взаимодействие ФТС с иными органами исполнительной власти — МВД, Минздравом, ФСБ, Минпромторгом.
Что касается воздействия государства на таможенные отношения и внешнюю логистику, то здесь Алексей Мисаилов отметил, что государство все более идет в регулирование: «это и прослеживаемость продукции, обязательная маркировка, и цифровизация. Все это способствует обелению рынка. Мы — законопослушные компании, поэтому нагрузка на нас возрастает».
Ключевым вопросом для многих компаний в 2019 году стал вопрос обязательной маркировки. Цель введения обязательной маркировки — избавиться от контрафакта. К 2024 году планируется маркировать все категории товаров. Распоряжением от 28 апреля 2018 года №792-р. Был утверждён перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с указанием сроков введения такой маркировки: табачная продукция, духи и туалетная вода, различные предметы одежды, обувные товары, фотокамеры, шины и другие. Однако сроки маркировки в 2019 году сдвигались.
По международным перевозкам год начался относительно спокойно, однако существует проблема в сфере автомобильных грузоперевозок с российско-польскими «дозволами» — разрешениями на въезд грузового автомобиля, которые выдает Министерство Транспорта страны, куда направляется автомобиль. Вопросы количества разрешений решаются на уровне Министерств Транспорта на 2-х или более сторонних встречах. Это стратегический вопрос для экономики государства и защите интересов местных транспортных компаний. При этом количество «дозволов» жестко квотируется, и к концу каждого квартала «дозволов» не хватает.
В авиаперевозках отмечается отсутствие грузоперевозок из Китая, рост тарифов и сложности с букингом. Также осложнены транспортные перевозки в Сибирь. Резюмируя, спикер отметил, что отсутствие «дозволов» и коронавирус будут иметь значение.
Подписаться на рассылку приглашений на заседания Комитета можно, направив запрос на адрес comites@ccifr.ru.