17 июня Франко-российская торгово-промышленная палата (CCI France Russie) совместно с компанией Deloitte провела вебинар, участники которого узнали, как французский антикоррупционный закон Sapin-II повлиял на бизнес французских компаний в России и СНГ за три года своего существования.
Ксения Небога, старший менеджер Делойт Форензик, рассказала о законе Sapin-II. Антикоррупционное агентство Франции (AFA), созданное в 2016 году, исполняет дисциплинарную и нормотворческую функции. За три года были выпущены рекомендации по внедрению комплаенс-программы, построенной вокруг рисков коррупции и мошенничества, некоторые французские компании были уличены в её нарушении. В ближайшее время ожидается выпуск руководства и информационных бюллетеней по управлению конфликтами интересов, проведению внутренних расследований и защите персональных данных, а также разрабатывается «многолетний национальный план» по борьбе со взятничеством, мошенничеством и вымогательством со стороны государственных должностных лиц. С начала пандемии COVID-19 новые инспекции не инициировались, а сроки проведения проверок для организаций, аудит которых начался до введения чрезвычайного положения, смягчены.
В ходе дискуссионной панели спикеры поделились опытом их компаний в борьбе с коррупцией и в продвижении мер комплаенса.
Юлия Извекова, сопредседатель Комитета по агропромышленности CCI France Russie, руководитель Юридического департамента LACTALIS, отметила, что основной движущей силой комплаенс-процедур является разделение менеджерами всех уровней принципов комплаенса как личностных ценностей. Для успеха комплаенса в компании необходима команда единомышленников, которые понимают значение и важность этих процедур.
Свитлана Пети, комплаенс Директор по региону Европа, Ближний Восток и Африка Faurecia, рассказала об опыте сенсибилизации руководства комплаенс-отделов, уже существовавших до закона, о комплаенс-тренингах в компании, об успешности системы talk-down, обеспечивающей доведение любого сообщения комплаенс-комитета до регионов.
Светлана Баринова, руководитель юридической службы и комплаенса региона Россия, Восточная Европа и Центральная Азия Bureau Veritas, подчеркнула, что ещё до введения антикоррупционного закона многие механизмы комплаенс-стратегии были налажены ввиду российского законодательства, с чем согласились и остальные спикеры. Светлана также отметила высокую поддержку руководства Bureau Veritas в этой сфере.
Вячеслав Куджоян, риск-менеджер Decathlon, поделился опытом внедрения новых механизмов в компании, где основная сложность заключалась в существовавшей корпоративной культуре: в Decathlon все честны и у всех есть право на ошибку. Сейчас компания проводит популяризацию комплаенс-процедур (например, «горячая линия»).
В завершении вебинара Наталья Гордиенко, Директор Делойт Форензик, дала рекомендации по созданию карт коррупционных рисков, отметив те отрасли производства, которые подвержены особому риску.
В течение вебинара участники также обсудили вопрос о возможности создания отдельного регулярного комитета по комплаенсу при Франко-российской ТПП.