Конференция по фармацевтике CCI France Russie собрала представителей российских министерств и иностранных фармкомпаний
24 марта на конференции «Ключевые вопросы взаимодействия государства и бизнеса в фармацевтической отрасли», организатором которой выступила Франко-российская торгово-промышленная палата, собралось 120 участников рынка.
Константин Кокушкин, начальник Управления фармации Департамента здравоохранения города Москвы, рассказал об обеспечении лекарствами жителей Москвы и планах иностранных компаний по локализации производства на территории города:
«Количество федеральных льготников уменьшилось с 596 тысяч человек до 565 тысяч в 2015 году, так как люди выбирают денежные выплаты. При этом после такого выбора они подпадают под действие региональных льгот, как результат количество региональных льготников выросло с 896 тысяч до 1132 тысяч».
«В структуре закупок лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении 51% приходится на РФ и 49% на импорт, однако в силу более высоких цен на импортные препараты в денежном эквиваленте пропорция 11% к 89% соответственно. Что касается расходных материалов, то в денежном выражении 20% приходится на продукцию РФ и 80% на импорт».
По его словам, программе импортозамещения в правительстве Москвы придается большое значение, в частности, была поддержана инициатива о возможности заключения долгосрочных контрактов с теми компаниями, которые локализовали производства, сроком на 7 лет. 11 фармацевтическим компаниям сделано предложение о локализации производства 101 МНН (международное непатентованное название). Среди компаний, которые рассматривают сейчас предложение, – производители из Венгрии, Германии, Швейцарии, Бельгии, Словении, США. Есть производители, «которые не боятся фиксировать цены», но сейчас вопрос находится в правовом поле заключения таких контрактов.
«Вопрос о локализации производства расходных материалов рассматривают 6 компаний, в том числе 3 из Германии, и по одной из США, Нидерландов и Швейцарии. После локализации производства данные от таких компаний учитываются как российское производство. При этом локализация производства не в Москве не будет ограничением для участия в госзакупках именно для нужд Москвы для компаний, которые локализовали производство в любом другом регионе России».
«Закупка лекарственных препаратов производства Франции по государственным заказам для нужд здравоохранения Москвы за истекший период 2016 года составила 352,6 млн рублей с учетом НДС, в том числе для обеспечения граждан в рамках государственной социальной помощи и для обеспечения стационарных медицинских организаций. В 2015 году было закуплено на сумму 521 млн рублей с учетом НДС».
Также он рассказал о работе по контролю над ценами на лекарственные препараты перечня ЖНВЛП, в том числе путем выездных и документарных проверок, мониторинга и работы с населением, когда проверяются все поступившие письма и принимаются меры.
Михаил Брусиловский, начальник отдела развития государственно-частного партнерства Министерства экономического развития РФ, рассказал о новом, вступившем в действие с 1 января, законе о ГЧП, и его применении в рамках долгосрочного регулирования взаимоотношений власти и бизнеса.
«Важным положением закона является то, что будет проводиться оценка эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества по сравнению с госзаказом. Оценка будет проводиться по единой методике организациями соответствующего уровня, региональные уполномоченные органы по смыслу 224-ФЗ уже утверждены в 26 регионах». В сфере здравоохранения уже есть примеры концессий по блокам общепита и отделению стерилизации.
Сергей Нотов, председатель совета директоров IPT Group, сказал, что в декабре 2017 года компания должна завершить создание двух медицинских центров позитронно-эмиссионной томографии и лечения онкологических заболеваний в Балашихе и Подольске на основе концессии и передать объекты в собственность Московской области. «В России ПЭТ оборудование имеется буквально в единичном формате, около 10 штук на всю Россию, при этом именно оно позволяет выявлять онкологию на 1-ой стадии. 90% услуг мы будем по концессии оказывать на бесплатной основе, а оставшиеся 10% по возможности будем продавать».
Екатерина Сусленникова, главный специалист отдела экспертно-аналитического сопровождения промышленной политики Департамента промышленной политики Фонда развития промышленности при Минпромторге, рассказала о работе по поддержке модернизации и организации нового производства.
«В прошлом году поступило 1317 заявок на получение субсидий из фонда, из них одобрили 74 проекта, займы из ФРП составили 24, 6 млрд рублей. В 2016 году будет докапитализация фонда еще на 20 млрд рублей. Одной из самых популярных программ являются «проекты развития», которые раньше назывались проекты импортозамещения. Важным новым условием является софинансирование 50 на 50 инвестором вместе с фондом».
«В конце месяца будет заседание, на котором будут рассмотрены 12 заявок на заключение федерального специнвестконтракта. Что касается региональных СПИК, то в Пермском крае уже подписано 4 соглашения. Нет поданных заявок по специнвестконтрактам в области фармацевтики, но несколько находятся в стадии подготовки. Специальный инвестиционный контракт предоставляет облегченный доступ к госзаказу: возможность являться поставщиком продукции, произведенной в рамках СПИК на внеконкурсной основе. В настоящий момент обсуждается вариант, при котором государство обязуется закупать до 30% производимой продукции. Если же смотреть на субсидии на фармпроизводство из ФРП, то одобрено 7 проектов с общей суммой займов 2,802 млрд. руб.».
«Что касается появившейся в прошлом году инициативы по наделению статусом единого поставщика, то это все-таки предполагается для продукции, не имеющей аналогов в РФ. Ни по условиям, ни по суммам единой позиции пока нет».
Алексей Алехин, заместитель директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности, рассказал о видении ситуации министерством: «На финансирование компаний из медицинской и фармацевтической отрасли уже направлено 3 млрд рублей, и результаты программы развития фармпромышленности очень позитивные: выведено на рынок 28 препаратов… В некоторых позициях доля отечественных препаратов может быть близка к нулю – эти нули и есть наше приоритеты для локализации… »
Большую часть выступления он уделил рассмотрению законодательства, инициативам и планируемым изменениям, лицензированию и ответу на многочисленные практические вопросы представителей компаний.
Также он высказал мнение, что «у иностранных компаний очень долго принимаются решения в штаб-квартирах, а российские компании более быстры», что обеспечивает им преимущества при конкуренции.
Владимир Христенко, президент ООО «Нанолек», рассказал о рисках инвестора: «Мы начали проектирование запуска в производство 5-ти компонентной вакцины для детей Пентаксим в 2011 году. К концу 2018 года планируем закончить трансфер полного цикла производства с использованием субстанции и в 2019 году выйти на рынок. В 2020 году планируется передача ноу-хау полного цикла производства с использованием антигенов вакцины пентаксим и других вакцин. То есть проходит 8 лет между принятием решения и выходом на рынок…. 8 лет вкладываем без каких-либо гарантий. Это мы такие «сумасшедшие». Оказываются все меры поддержки по испытаниям и т.п., учитывая все преимущества вакцины, но для инвестора самыми существенными являются механизмы поддержки выхода на рынок».
Также на конференции выступили Альбина Переверзева, ведущий инвестиционный консультант ФЦПФ, Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок, Иван Потехин, исполнительный директор Дирекции инфраструктурных проектов Газпромбанка.
Модераторами мероприятия были Александр Долгов, партнёр, возглавляющий практику инфраструктуры, энергетики и государственно-частного партнерства международной юридической фирмы Хоган Лавеллз в России и СНГ, и Яна Котухова, менеджер по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями группы компаний Санофи Россия.