Модераторы конференции и Вице-председатели Комитета по ГЧП CCIFR Антон Стадников, член Совета директоров СЗКК, и Александр Долгов, партнер Gide Loyrette Nouel и глава российской практики ГЧП и проектного финансирования, привлекли внимание к тому, что необходимо рассмотреть существующие альтернативы долгосрочному банковскому финансированию, объем и сроки которого значительно сократились вследствие финансового кризиса. Докладчики говорили о различных типах финансирования, которые используются и могут быть использованы для проектов ГЧП.
Говоря о России, Александр Баженов, директор Дирекции ГЧП Внешэкономбанка, и Марк Партридж, соначальник Департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка, отметили, что проекты в России в настоящее время финансируются в основном за счет банков и собственных средств спонсоров. Александр Долгов, партнер Gide Loyrette Nouel, рассказал о текущем статусе и перспективах правового регулирования альтернативных инструментов, которые можно использовать для финансирования проектов ГЧП в России, в частности, об инфраструктурных облигациях, а также о возможной роли Фонда национального благосостояния и Российского фонда прямых инвестиций в финансировании проектов ГЧП в России. Он подчеркнул, что подобные инструменты неизбежно будут использоваться для реализации крупнейших проектов ГЧП в России, но также могут быть актуальны для региональных и муниципальных проектов.Что касается государственной финансовой поддержки, Жан-Шарль Флос, представляющий Caisse des dépôts et consignations, подчеркнул, что оно должно рассматриваться не как эксклюзивный и достаточный источник финансирования, а как рычаг, позволяющий привлечь частные фонды, готовые инвестировать в проекты, представляющий общественный интерес. Мишель-Андрэ Волле, директор, глава департамента проектного финансирования HSBC, подчеркнул, что в настоящее время существует ряд обстоятельств, которые благоприятствуют повышению роли институциональных инвесторов в области финансирования инфраструктурных объектов. По мнению Ильи Седова, партнера Ernst & Young, использование средств институциональных инвесторов, в частности, средств страховых компаний и пенсионных фондов, является многообещающей возможностью для развития проектов ГЧП.
На конференции также широко обсуждалась инициатива Европейской комиссии в области проектных облигаций, первые проекты с использованием которых намечены на ближайшие месяцы, а также возрастающая роль Европейского инвестиционного банка, инструменты которого позволяют делать кредитование инфраструктуры более привлекательным для коммерческих банков и увеличивать объемы финансирования на более выгодных условиях.
Докладчики также отметили, что проекты ГЧП позволяют достичь очень значительной экономии за счет оптимизации проектирования проекта, осуществления работ с жестким контролем качества и сроков, а также за счет лучшего качества технического обслуживания и эксплуатации. Для иллюстрации этого Дорис Шевалье, вице-президент по проектному финансированию Alstom Transport, привел пример железнодорожных проектов ГЧП во Франции и описал положительный опыт, вынесенный из этих проектов. Тома Бигер, вице-президент Департамента структурного финансирования VINCI Concessions, поделился опытом, приобретенным при финансировании американского проекта моста через реку Огайо, первого проекта в Соединенных Штатах, который на 100% финансировался за счет облигаций, что открывает интересные перспективы для других проектов ГЧП.
Конференцию закрыл Венсан Пирон, Председатель Комитета по ГЧП CCIFR, который отметил высокий уровень дискуссии и обозначил важность отбора для финансирования грамотно структурированных проектов ГЧП и анализа их социально-экономических эффектов.