На мероприятии в дискуссии приняли участие председатель комитета по международным делам Национальной ассамблеи Франции Элизабет Гигу, представители ряда посольств, в том числе Марокко, Германии, Австрии, Японии, Казахстана, а также российские эксперты, аналитики и бизнесмены, вовлеченные во франко-российское сотрудничество.
Выдержки из выступления Элизабет Гигу и участников:
— Во Франции многие выступают за национальную изоляцию, и у этого есть три причины. Во-первых, это страх перед глобализацией, которая для европейцев обернулась выводом производств в далекие страны и вытекающей из этого безработицей. Во-вторых, мировой кризис показал хрупкость Евросоюза. И последняя, разница политик стран, входящих в союз .
— На момент избрания Франсуа Олланда мы уже 3 года жили в страхе крушения системы евро, а это, можно сказать, и политический кризис. Но это не кризис евро как такового, а кризис управления зоной евро. Мы должны создать Евросоюз, который будет более ориентирован на экономический рост.
— За 10 лет создана вторая резервная валюта в мире. Сейчас Китай диверсифицирует свой портфель и закупает больше евро.
— За год вопрос роста был поставлен Олландом во главу угла! И этот же вопрос сейчас стал краеугольным во всех странах Евросоюза и на общем уровне в Брюсселе. И сейчас, когда страны стремятся к сбалансированности госбюджетов и снижению госдолга, они должны помнить о необходимости, с другой стороны, инвестиций для будущего роста.
— С 2003 года Франция не соблюдала требования Маастрихтского договора ни по уровню задолженности, ни по другим показателям. Теперь 10 лет спустя мы должны ликвидировать эту диспропорцию. Мы уже добились дефицита бюджета в 4,1%. В следующем году он будет 3,6%, а в 2015 значительно меньше 3%.
— До конца года должно быть принято одно важное положительное решение о создании Банковского союза, в рамках которого будет действовать надзорный орган за всеми крупными банками Европы.
— Экономический союз находится в зачаточном состоянии — он, по сути, зиждется только на воле национальных правительств и их доброй воле сотрудничать. 20 лет прошло с Маастрихта, а только сейчас начинают реализовываться эти цели. Еще ничего не делается по гармонизации налогообложения компаний. Налоговая сфера потребует больших усилий от всех стран, а от Франции даже больше. Но надо решать вопрос того, что многие страны практикуют различные налоговые оптимизации. И еще: мы не должны терпеть уклонение от налогов, так как уклонение вынуждает государства поднимать налоги для тех, кто их платит, а для роста и инвестиций мы должны их снижать.
— Мы должны инвестировать в сферы, которые могут дать отдачу: это прежде всего НИОКР, альтернативная энергетика, IT и коммуникационные сети. Между странами ЕС не должно быть конкуренции в размере заработной платы, во всех странах Евросоюза должны принять минимальный размер оплаты труда. Также важный шаг – это создание системы страхования от безработицы.
— Мы движемся в направлении реорганизации архитектуры ЕС, углубления интеграции еврозоны и улучшению управления. Будет «ядро» Евросоюза – еврозона, состоящая из стран, готовых к глубокой интеграции, однако союз будет открыт и для Норвегии, и для балканских стран. При этом такая разноскоростная интеграция не означает, что будет ядро Евросоюза и страны «второго сорта», — ЕС должен оставаться единым пространством.
Жорж Моризо, CEO International Caucasus Development, задал вопрос «как в условиях, когда вся южная Европа покрыта долгами, такая Европа может оставаться солидарной?».
— У нас есть очень важный проект – создание европейского союза энергетики (когда то мы начинали с союза стали). Это очень важный вызов, и страны должны гармонизировать свои политики. Америка начинает экспортировать дешевый грязный уголь, газовые станции уже начали закрываться из-за неэкономичности, а переход на уголь неминуемо будет оборачиваться значительным ущербом окружающей среде, что нас очень волнует. В этом ключе диалог с Россией приобретает исключительную роль. И поэтому мы должны вести конструктивный диалог с Россией, чтобы найти взаимовыгодное решение. Что касается закрытия ядерных электростанций во Франции, то речь не идет о закрытии всех – мы не собираемся заниматься авантюрными проектами. Во Франции будет закрыта одна станция. Мы должны создать более сбалансированную систему и диверсифицировать свое предложение другим странам за счет развития альтернативной энергетики, в том числе термической, а еще мы должны думать об энергоэффективности. При этом мы будем продолжать экспортировать ядерные станции в те страны, которые этого хотят. По атомной энергетике мы должны инвестировать в безопасность и в переработку отходов – это очень важные вопросы. Мы должны понимать, что период дешевой энергии с наших ядерных станций закончился.
— Европарламент должен больше контролировать национальные правительства, которые в Брюсселе принимают решения за [от имени] своих граждан. В целом комиссия может назначать цели, а государства сами определять, как выполнять эти цели. Так восстановление баланса в пенсионной сфере можно достичь за счет возраста или за счет увеличения пенсионных отчислений. Комиссия не должна была вмешиваться в эту внутриполитическую дискуссию во Франции, комиссия должна была сказать «выполнить то-то и то-то к такому-то сроку», но при этом должна уважать самостоятельность государств в путях и средствах.
— У ЕС есть цель развивать политику соседства как на юге, так и на востоке. «Восточное партнерство» – это не обещание потом принять в члены ЕС. Мы можем иметь такое партнерство без перспективы вступления в ЕС, а потом в НАТО [есть такое мнение об автоматизме и последовательности этих 2 процессов]. Мы также видим, что Америка все больше отстраняется от происходящего в Европе и на Ближнем Востоке, что объясняется тем, что им больше не нужна нефть, и они проводят переориентацию на Китай и Тихоокеанский регион. И мы должны вдохнуть новую жизнь в процессы евроинтеграции стран южного побережья Средиземноморья, Европа должна в большей мере заниматься проблемами их развития, вместе решать вопросы миграционных потоков. «Восточное партнерство» не надо рассматривать как проект, направленный против России.
Представитель Аналитического центра при Правительстве РФ Ершов Денис задал вопрос: «Россия активно вовлечена во взаимодействие с Евросоюзом по «восточному партнерству», но с этого года изменилась парадигма, теперь Россия заявляет о себе как о полноправном партнере со своей долей финансирования. Готова ли Европа к такому изменению?»
Российский эксперт Юрий Рубинский высказал сомнение о логичности поведения стран в вопросе о сферах компетенций Еврокомиссии и отдельных государств: «Во время избирательной кампании Меркель говорила о возможности изъятия определенных компетенций и их возвращении к государству. Такие высказывания странны для страны, которая сама по себе федеративная».
Представитель французского землячества студентов в России Сильвер Мильон выступил с предложением распространить действие программа Эразмус на европейских студентов, которые хотят приехать учиться в России. Элизабет Гигу высказала свое мнение, что студент для получения диплома магистра обязан был бы определенное время провести в другой стране «такие стипендии могли бы оплачиваться федеральным бюджетом, городами или же компаниями, но надо спросить Россию, готова ли она к такому подходу и участвовать в нем».