Как сейчас обстоят дела на рынке инжиниринга и проектирования?
Рынок проектирования и инжиниринга – это рынок услуг. Чтобы на нем все было хорошо, должны быть потребители. Нас спасает, что проекты, как правило, долгосрочные и у нас уже есть действующие контракты.
Безусловно, сам сегмент рынка пострадал меньше, чем HoReCa, где есть прямой запрет на работу. У нас ситуация немного другая: одни отрасли просели (например, авиа-), другие активизировались.
Сейчас рынок замер в ожидании, все рассчитывают финансовые модели с точки зрения будущего и перестраивают парадигму действий. Какие-то точные прогнозы сделать невозможно: скорость восстановления экономики неизвестна.
Были ли проблемы при переводе бизнеса на удаленную работу?
К счастью, наш бизнес может позволить себе удаленную работу и практически не подвержен риску глобальной остановки. Проектирование можно осуществлять «на удаленке», зависит, насколько контрагенты успели перестроиться. Однако есть моменты, где необходимо физически присутствовать, например, на стройке.
Нам очень важно обеспечить рабочие места сотрудников «на удаленке». Раньше у нас было 4 офиса, а теперь – 250 маленьких офисов. С технологической частью мы справились на 4+. Через удаленные столы мы предоставили доступ к вычислительным мощностям в офисе, сделали инструкции по удаленной работе, стали проводить вебинары для адаптации, активнее стали использовать облачные технологии.
Коллеги подсказали китайскую народную мудрость: слово «кризис» в китайском языке состоит из двух иероглифов - опасность и возможность. Раньше мы долго тестировали такой режим работы, пытались запустить, и вот сейчас нам удалось быстро осуществить трансформацию работы с коллективом и технологиями.
В психологическом плане некоторым стало тяжелее. Например, управленцам сложнее излагать задачу не устно, а письменно. В целом, производительность, конечно, не улучшилась, но все стало по-другому. Это позволит нам пересмотреть организацию работы в будущем за пределами карантина.
Как ваша компания отреагировала на кризис?
У нас был создан антикризисный штаб, где мы анализируем все внешние факторы: макроэкономику, поведение заказчиков, конкурентов. Это шестой кризис на моей памяти, и поведенческие паттерны схожи. Но этот кризис спровоцирован не только экономическими трендами, а внешним фактором искусственной комы целых отраслей на фоне пандемии, который в свою очередь может вызвать будущую рецессию. Тем не менее не нужно терять оптимизма. Надо просто принять, что год будет другим и не все планы сбудутся.
Не могли бы вы рассказать о ваших текущих проектах, как изменился спрос на ваши услуги в условиях пандемии?
Политика нашей компании направлена на диверсификацию, мы имеем устойчивые инжиниринговые компетенции в различных секторах рынка, и если одни отрасли просели, то в других, как правило, есть подъем.
У нас есть заказчики, которые временно приостановили проекты, и это самые понятные для нас клиенты. Нас больше беспокоят контрагенты, которые не определились и могут размышлять еще несколько месяцев. Безусловно, состояние неопределенности нормально для любого предпринимателя, но теперь планы могут пересматриваться каждый месяц и даже каждую неделю. Бизнес – это не только крупные компании, это и МСП, которые очень важны для экономики. А сейчас такие компании чувствуют себя очень неуверенно.
Как компании будут восстанавливаться?
На мой взгляд, если, условно, после 30 апреля все выйдут из карантина, V-образного роста не произойдет, т.к. все завязано на целом ряде экономических факторов. Например, на падении спроса на нефть. Скорее всего, будет долгое восстановление с возможной еще одной просадкой. Остается надеяться на подушку безопасности в виде ФНБ.
Самое тяжелое время будет осенью, когда «подушка безопасности» даже самых подготовленных компаний растает. Выживут те, кто лучше адаптирован и устойчив. Для себя мы видим выход в диверсификации портфеля заказов, переводе части штата на «удаленку» для оптимизациии офисного пространства, в тех случаях, где это показало свою эффективность. Важно сохранить коллектив и накопленные компетенции.
Как изменится подход к бизнесу и рынок недвижимости после коронавируса?
Не все компании смогут выйти из «удаленки». Кто-то останется на дистанционной работе. Инвестиции будут перетекать из офисной недвижимости в другие сектора, например, в ЦОДЫ или логистические комплексы – сектор, который растет последние несколько лет на фоне развития онлайн-торговли. Изменения текущей логистики потребления и вынужденной быстрой адаптации людей к использованию доставки товаров нетрадиционной группы, даст дополнительный импульс развитию этого тренда.
Надеемся, текущая ситуация даст толчок к пересмотру отношения государства и общества к сектору медицины и станет стимулом для инвестиций в эту отрасль, в том числе в создание проектов медицинской инфраструктуры другого качества и географии.
Но офисы не исчезнут безвозвратно, поскольку многое в работе строится на эмпатии. Не зря крупнейшие IT-компании приобретают и строят собственные офисные пространства и штаб квартиры, частично отказываясь от удаленной работы в пользу живого взаимодействия.