В сложное для бизнеса время самоизоляции предприниматели ищут новые ниши и заинтересованы в переводе бизнеса из офлайна в онлайн, адаптируют свое предложение и возможности под новые реалии.
Развитие онлайн-продаж наблюдалось во всех сегментах на протяжении последних лет, но какие же сферы лучше всех чувствуют себя сейчас? Товары с физической доставкой стали самой популярной категорией, за ними следуют развлекательные и цифровые продукты (игры, видео, музыка, медиа и образовательные материалы). За прошедшие недели лидерами по динамике оборота онлайн-платежей стали провайдеры платного телевидения и продуктовые интернет-магазины. Сильнее всего оборот упал у туристических компаний, площадок, которые продают билеты на развлекательные мероприятия, а также у сервисов персональных услуг.
Самоизоляция стала триггером для фудтех-индустрии. Традиционные магазины уже наращивали объемы электронной торговли с целью увеличения частоты покупок. Также на рынке работают и активно развиваются ряд компаний по доставке продуктов в течение 15 минут, что создает конкуренцию одновременно и магазинам шаговой доступности, и маркетплейсам, которые начали продавать продукты. В сегодняшних реалиях такой клиентоориентированный подход очень важен.
Товары и сервисы, связанные со здоровьем и красотой, пользуются повышенным спросом. В этой категории развиваются не только аптеки, но и продажи витаминов, добавок и косметики. Примерно на четверть вырос оборот платежей на онлайн-площадках, которые продают товары для здоровья, витамины и БАДы. Стоит отметить, что в России аптекам разрешили онлайн-продажи — медикаменты (равно как и остальной ассортимент аптек) можно заказать онлайн, оплатить онлайн и получить прямо к двери.
Кстати, многие сетевые магазины косметики и парфюмерии испытывают серьезные трудности в связи с закрытием офлайн магазинов, но рост онлайн-продаж отмечается в тех магазинах, которые до самоизоляции развивали электронную коммерцию. Также в выгодном положении находятся французские бренды, которые продают товары в собственных магазинах. С 30 марта по 5 апреля оборот платежей интернет-магазинов косметики и других товаров для красоты увеличился всего на 5% по сравнению с нулевой неделей. Зато на следующей неделе апреля этот показатель вырос на 46%. То же можно сказать и про число покупок: с 30 марта по 5 апреля их стало больше всего на 10%, а с 6 по 12 апреля — уже на 64%. А вот средний чек таких магазинов в эти две недели был ниже, чем в нулевую неделю: покупатели стали делать заказы чаще, но на меньшие суммы.
По итогам 2019 года сегмент товаров для красоты и здоровья бы самым быстрорастущим, за год оборот вырос на 56%, что отражает тренд на здоровый образ жизни, внимательное отношение к своему здоровью и внешнему виду, а также рост онлайн-магазинов по продаже косметики и развитие аналогичных сегментов на крупнейших маркетплейсах.
С 30 марта по 12 апреля оборот платежей в интернет-магазинах одежды и обуви менялся по-разному относительно нулевой недели. С 30 марта по 5 апреля он увеличился всего на 4%, зато с 6 по 12 апреля — уже на 35%. Такая же динамика была и у числа платежей, а вот средний чек не изменился.
Оборот платежей в интернет-магазинах бытовой техники и электроники растет уже на протяжении месяца, причем этот тренд сохранился и при переходе людей в режим самоизоляции. Так, с 30 марта по 5 апреля оборот был на 38% больше, чем в нулевую неделю, а с 6 по 12 апреля — на 58% больше. За весь этот период средний чек был на 45% выше. При этом заметного роста числа платежей не наблюдалось: люди покупают более дорогие товары или несколько дешевых и оплачивают в одном заказе.
Вторую неделю подряд самый большой рост оборота показывают провайдеры платного телевидения — 93% относительно нулевой недели (с 24 февраля по 1 марта 2020 года). За этот же период стало заметно больше платежей на онлайн-площадках с обучающими курсами, тренингами и мастер-классами — рост составил 64%. Но оборот увеличился только на 5%, а средний чек вообще упал на 36%. Вероятно, пользователи выбирали экономные предложения или пробные занятия за символическую плату — например, в период домашней изоляции акции за 1 рубль объявили многие образовательные онлайн-площадки. С 30 марта по 5 апреля положительную динамику в сравнении с нулевой неделей показали и игровые онлайн-сервисы, количество платежей на которых выросло на 29%, оборот — на 19%.
Самоизоляция и новоприобретенные привычки потребления могут дать толчок трансформации электронной коммерции. Во-первых, тренд на создание сервисов с дополнительной ценностью для клиента может совершить настоящий прорыв. Приложения из обеспечивающего одну функцию может стать полноценным лайфстайл-сервисом, используя который можно и покупать товары, оплачивать счета, получать выгодные предложения и скидки, инвестировать и развлекаться.
Во-вторых, рекомендация использовать безналичную оплату способствует распространению альтернативных платежных методов — электронные кошельки, оплата по QR-коду, оплата в социальных сетях и другие. Сегодня изменения в платежном поведении диктуются внешними факторами, и продавцам важно в оптимальные сроки перестроиться и предложить клиенту максимальное количество вариантов оплаты в рамках одной процедуры оплаты и в рамках одного интерфейса. Количество заявок на подключение к Яндекс.Кассе сильно выросло за последний месяц, что подтверждает важность простоты платежей для конечных клиентов.
Яндекс.Касса помогает компаниям адаптироваться к изменившимся условиям рынка электронной торговли. На сайте Яндекс.Кассы появилась специальная страница, на которой малые и средние компании теперь могут размещать предложения с акциями и скидками для клиентов. Также для новых клиентов у Яндекс.Кассы готово “Комбо” — бонусы от разных сервисов Яндекса (бюджеты на рекламные кампании, тестирование, антифрод-решения и прочие).
* Нулевой неделей в исследованиях считается рабочая неделя с 24 февраля по 1 марта 2020 года.
Михаил Дербышев, Руководитель международного направления Яндекс.Кассы
Mikhail Derbyshev, mike-derby@yamoney.ru