21 ноября 2019 года состоялось совместное заседание Комитета по таможне и транспорту и Комитета по здравоохранению Франко-российской торгово-промышленной палаты.
Заседание прошло в формате круглого стола, участники встречи обсудили вопросы обязательной маркировки различных товарных групп и рассказали о том, как к маркировке готовятся в компаниях.
В соответствии с концепцией прослеживаемости товаров, к 2024 году все товарные группы будут промаркированы, поэтому вопрос обязательной маркировки является актуальным не только для товарных групп, уже находящихся на пороге введения обязательной маркировки, но и для тех категорий, которые на сегодняшний день потенциально могут попасть под обязательную маркировку. Введение обязательной маркировки требует от компаний перестройки логистических процессов и маршрутов.
Заседание открыло выступление Алексея Мисаилова, Председателя Комитета по таможне и транспорту Франко-российской ТПП, директора глобальной системы поставок, FM Logistic. В своем выступлении спикер кратко рассказал о концепции прослеживаемости товаров, сроках обязательной маркировки – изначально предполагаемых и реальных, процессе получения datamatrix и сложностях в связи с нанесением. Алексей Мисаилов отметил, что вопрос об административной и уголовной ответственности на данный момент не имеет четкого ответа.
Майя Лимонникова, специалист по работе с органами государственной власти, Сервье, рассказала об участии компании в государственном пилотном проекте по маркировке лекарственных препаратов. Компания одна из первых подключилась к пилотному проекту ещё в 2016 году. Для этого на корпоративном уровне была создана большая кросс-функциональная команда Matrix. Обязательная маркировка выгодна всем фармпроизводителям, так как делает этот процесс прозрачным, позволяя получить информацию о движении товара по всей цепочке поставок. Маркировка должна стать обязательной для всех лекарственных препаратов с 1 января 2020 года, однако до сих пор остаётся ряд нерешённых вопросов, поэтому индустрия ожидает введения переходного периода до 1 июля 2020 года.
Юлия Извекова, руководитель юридического департамента Lactalis в России, подняла вопрос о реальном опыте движения маркированного товара по логистической цепочке, а также рассказала о непростой ситуации, когда компаниям-представителям молочной отрасли пришлось понести существенные финансовые затраты в связи с введением «Меркурия», и впоследствии в связи с переходом на «Честный знак».
Анастасия Осипова, руководитель таможенного отдела, Michelin, рассказала об обязательной маркировке шин и о вызовах, с которыми уже столкнулась компания. На данный момент не готов основной документ в части изменений при таможенном оформлении, компании ждут обновлённого Решения N257. Текущий проект не предусматривает использование агрегированного таможенного кода, необходимого для товаров, не имеющих транспортной упаковки. По словам спикера, на данный момент отсутствует необходимое количество таможенных складов, и ФТС просит подкреплять это фактами. Подписанного документа, подтверждающего перенос требования по маркировке на ноябрь 2020 года, пока что нет. Авиашины и восстановленные шины удалось вывести из скопа маркировки.
Анна Климова, директор практики маркировки, прослеживаемости и электронного документооборота, Deloitte, обозначила аспекты успешного проекта по маркировке. Так, ключевыми моментами являются соблюдение законодательства по обязательной маркировке в том уровне готовности, в котором оно находится на сегодняшний день, своевременное создание матричной структуры управления внедрением и правильное выстраивание бизнес-процессов: верификация цепочки поставок, создание карты потоков данных, подготовка мастер данных по товарам.
Компании также обсудили проблемные моменты в маркировке парфюмерной продукции, трудности маркировки остатков. Участники заседания отметили большой вклад ассоциаций в работу с государственными органами и ЦРПТ в вопросах маркировки.
В заключение заседания участник рабочей группы Комитета по таможне и транспорту, специалист по сертификации FM Logistic Татьяна Трифонова выступила с обзором по встрече с руководством Федеральной службы по аккредитации, состоявшейся 31 октября 2019 г. Татьяна Трифонова рассказала о вопросах, поднятых на встрече, в частности, о переводе документов об оценке соответствия «в архивную часть», о рекомендациях регулятора по выбору сертифицирующего органа и о позиции Федеральной службы по аккредитации по ряду иных вопросов.
Подписаться на рассылку новостей от Комитета и приглашений на заседания можно, направив запрос на адрес comites@ccifr.ru.