13 января на форуме в рамках панельной дискуссии «Европа от Лиссабона до Владивостока: мечта или реальность?» речь шла о перспективах формирования единого экономического пространства Европы и России, а также торгово-экономического соглашения ЕС и ЕАЭС.
Своим видением ситуации поделились Александр ШОХИН, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, Владимир САЛАМАТОВ, генеральный директор Исследовательского центра «Международная торговля и интеграция», Эско АХО, председатель Совета директоров East Office of Finnish Industries, премьер-министр Финляндии (1991–1995 гг.),Франц ФИШЛЕР, президент Европейского форума Альпбах, еврокомиссар (1995–2004 гг.), Павел ШИНСКИЙ, генеральный директор Франко-российской торгово-промышленной палаты, Евгений ВИНОКУРОВ, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, и Сергей КРАСИЛЬНИКОВ, заместитель директора Департамента стран Европы, Северной Америки и международных организаций Минэкономразвития России .
Все выступающие сошлись во мнении, что экономика и бизнес не могут собственными силами преодолеть политические препятствия и проблемы в отношениях России и коллективного Запада. Тем не менее складывающийся в мире контекст, прошедшие и предстоящие выборы в странах Запада, позволяет говорить о том, что ситуация может измениться. Высказывались мнения, что и Россия, и Европа могут сделать для сближения без ожидания взаимности. Так, Россия могла бы без ожидания взаимности упростить визовый режим для бизнесменов, ученых, а также упростить процесс доступа иностранных инвесторов к стратегическим объектам. Европа же могла бы снять те санкции, которые «наказывают» не Россию, а весь мир: в частности, в области энергетики и технологий, мешающие выполнению Россией условий Парижского соглашения по климату, ведь экология едина для всего мира.
Павел Шинский дал характеристику текущему состоянию французских инвестиций в России, подчеркнув, что в 2017 году произойдет знаковое событие, 300-летие установления дипломатических отношений между странами: «За счет того, что ни одна французская компания не ушла из России, мы вышли вперед по объемам инвестиций в последние два года. Также санкции подстегнули процесс локализации производства, французские компании начали экспортировать произведенную в России продукцию на рынки третьих стран, не только в рамках ЕАЭС. Кроме того, Франция – это крупнейший иностранный работодатель, достаточно представить количество сотрудников только в таких компаниях, как Ашан, Росбанк, Леруа Мерлен, Рено. Что касается географии, то французы, чьи инвестиции долгие годы ограничивались центрально-европейской частью, доходили только до Урала, переступили эту черту. Даже во Владивостоке, который обозначен в теме нашей дискуссии, знаменитый вантовый мост на остров Русский построен с участием французской компанией Freyssinet. Вместе с тем французские компании, локализовавшие здесь производство, надеются и в тендерах иметь равные, не уступающие российским компаниям, условия при квалификации, выставлении баллов и подведении итогов».
Говоря о перспективах будущих франко-российских встреч, Павел Шинский отметил: «Петр Первый, который 300 лет назад подписал договор между странами, пробыл с визитом в Париже почти 2 месяца. Сейчас другое восприятие времени, но, возможно, в год 300-летия дипотношений сможет состояться не такой длительный [как у Петра I], но все равно продолжительный по времени визит российских представителей в Париж».