Президент и генеральный директор Hermes: «Мы в Hermеs ничего не делаем ради денег»
В декабре этого года Аксель Дюма приехал в Россию – чтобы открыть в московском ГУМе новый магазин Hermes, второй по размерам в Европе после флагманского магазина в Париже. В ходе этого визита Дюма встретился с корреспондентом «Ведомостей».
– Вы стали президентом и гендиректором Hermes International два года назад. Что вы изменили в компании, что нет и почему?
– У Hermes – почти 180-летняя история, и компании нет необходимости что-то радикально менять при каждой смене менеджмента. Наши ценности остаются прежними: высокое качество, свобода творчества и уникальная система продаж. Что отличает сегодняшнюю компанию от компании прошлого – мы гораздо больше инвестируем в производство сырья, чтобы гарантировать себе стабильность поставок кожи, кашемира, шелка и проч. надлежащего качества. Еще одно отличие – это цифровые технологии: мы серьезно инвестируем в наши интернет-проекты.
– За девять месяцев этого года продажи Hermes составили 3,44 млрд евро, увеличившись на 19% по сравнению с тем же периодом 2014 г. Вы удовлетворены такими результатами?
– Не уверен, что моя роль – быть удовлетворенным или неудовлетворенным. (Смеется.) Но это большой успех нашей команды, с чем я ее и поздравляю. Особенно учитывая, в каких сложных макроэкономических условиях этот успех достигнут – другие люксовые производители свой рост замедляют.
С другой стороны, наша работа не должна зависеть ни от кого: каждые шесть месяцев должна появляться новая коллекция, а настоящий успех – всегда в будущем. На том и стоим. (Потому у меня и вызвал смех ваш вопрос, удовлетворен ли я, – мы мыслим другими категориями.) В сложные времена мы демонстрируем устойчивость, потому что у нас аутентичные продукты из отличных материалов, с первоклассной ручной работой, и покупатели им доверяют.
– А каковы ваши ожидания от глобальной экономики? Китай замедляется, в России кризис, Европа вроде восстанавливается, в Японии и США – рост. У вас больше оптимистические или больше пессимистические настроения?
– Мы инвестируем во все важные для нас регионы, невзирая на текущую экономическую ситуацию в них. Поэтому мы инвестируем в Россию и открываем этот магазин в ГУМе. Мы инвестировали в Японию, когда в экономике этой страны были проблемы (и когда все вместо Японии инвестировали в Китай), – и сегодня пожинаем плоды этой политики (за девять месяцев этого года продажи Hermes в Японии выросли на 19%. – «Ведомости»). Это лишь один из примеров, а в целом у нас очень сбалансированный сбыт по разным регионам мира, поэтому, если один регион проседает, мы можем компенсировать это ростом в другом.
В целом же с начала XXI в. мы наблюдаем в мире хроническую нестабильность: недавно, к несчастью, мы видели террористические атаки во Франции, 11 сентября 2001 г. – в США, финансовый кризис 2007 г. в США, землетрясение и экономический спад в Японии и т. д. и т. п. Но в среднесрочной перспективе я настроен оптимистично: экономический рост в Китае восстановится; экономическую ситуацию в Европе нельзя назвать отличной, но есть признаки улучшения… Однако 2016 год, как и уходящий, будет сложным. Но Hermes и в сложные времена демонстрирует устойчивость.
– Тут вы скромничаете. Я делал последнее интервью с вашим предшественником на посту гендиректора Hermes, Патриком Тома, в 2011 г. С тех пор продажи Hermes удвоились. Причем отнюдь не с низкой базы: с 2 млрд до 4 млрд евро. Поделитесь секретом: как вам этого удалось добиться?
– (Смеется.) Вряд ли ваша газета – лучшее место, чтобы делать подобные заявления, но я все-таки это скажу: мы в Hermes ничего не делаем ради денег. Если у нас и есть какой-то секрет, то это наши люди. Думаю, что за последние четыре года наша команда стала еще сильнее, мы очень большое внимание уделяем качеству наших сотрудников и их развитию – чтобы они разделяли и поддерживали культуру и качество производства Hermes.
Качество для нас стоит на первом месте во всех смыслах. Если мы не можем найти достаточно кожи устраивающего нас качества, мы просто не будем производить товар сверх того, на который у нас есть качественное сырье. Мы серьезно инвестируем в производство: каждый год мы создаем 200–300 новых рабочих мест. Но чтобы новый сотрудник овладел ремеслом и начал сам производить изделия, нужно два года. И при всем этом нашем бурном росте мы хотим сохранить дух маленького ремесленного ателье.
С другой стороны, в стремлении сохранить наследие и дух компании нельзя закрыться от инноваций. Мы по этому поводу всегда говорим: «У нас есть наследие, но нет завещания». (Смеется.) Нужно гордиться своей историей – и у нас в Hermes такая гордость есть, – но не ограничиваться только этим. Эмиль Эрмес сохранил дух компании, заложенный его предками, но при этом был и блестящим инноватором.
Продолжение материала и интервью — на сайте «
Ведомости«