Интервью вышло в ежегодном приложении «Россия-Франция» CCI France Russie, приуроченном к ПМЭФ
Камран Воссуги, генеральный директор Восточно-Европейского региона Группы Мишлен, о работе на российском рынке и факторах успешной работы на высококонкурентном поле.
Как развивается сейчас российский рынок шин? Чем отличается российский потребитель от европейского?
Российский рынок имеет большой потенциал. Население России составляет более чем 143 млн человек, а парк автомобилей -31 млн — это означает, что на 1000 человек приходится 216 машин. Спрос на шины растет, особенно в категориях внедорожных шин, а также шин 18 посадочного диаметра и выше. Если говорить о специфике бизнеса в России, то она, конечно, есть. Это обусловлено масштабами страны, природно-климатическими особенностями, развитием транспортной системы. Плюс в России ярко выражена сезонность, то есть важно предоставить адаптированный к российским условиям продукт и, что не менее важно, — предоставить его в срок, а сезон в России может наступить на месяц раньше или на два месяца позже. Российский клиент — более требовательный и вовлеченный. Он стремится получить как можно больше информации о продукте, который покупает, восприимчив к наличию персонализированного сервиса и инновационным решениям, которые будут наилучшим образом решать именно его задачи.
За какими инновациями и процессами будущее вашей индустрии, какие идеи «витают в головах» разработчиков и ученых?
Приоритетные направления – это топливная экономичность, защита окружающей среды, а также создание «умной» интеллектуальной шины, способной взаимодействовать с автомобилем и водителем. Что касается именно работы нашей компании над технологиями будущего, то эти работы над реализацией высокотехнологичных решений день и ночь ведутся в Технологическом центре Мишлен. Это один из крупнейших научно-исследовательских центров шин в мире, расположенный на трех континентах со штатом более 6000 специалистов. Так, в прошлом году на саммите Movin’On в Монреале, мы представили революционный концепт MICHELIN Vision. Это безвоздушная шина будущего имеет органическую структуру, то есть она сконструирована из полностью перерабатываемых биоматериалов. Еще одна её уникальная особенность состоит в том, что протектор может изменяться, адаптируясь к дорожному покрытию и климатическим условиям. Это становится возможным благодаря применению 3D-печати. Этот наш футуристический концепт был включен в список «Лучших изобретений 2017 года», составленный журналом Time. Инновации всегда были нашей основополагающей ценностью, они не просто помогали нам двигаться вперед, но даже совершать настоящие технологические прорывы в шинной индустрии!
И как скоро можно увидеть такие шины на улицах города?
Конечно, это вопрос времени. Однако примеры использования трехмерной печати при разработке шин MICHELIN можно увидеть уже сегодня. В прошлом году совместно с Группой Fives мы создали предприятие под названием AddUp. Оно находится в Клермон-Ферране и претендует на статус ключевого игрока в отрасли производства 3D-печати. На нем мы уже сегодня можем производить сложные пресс-формы для ламелизированного рисунка протектора, что значительно увеличивает ходимость и износостойкость наших шин. Эта, действительно, фундаментальная инновация выводит характеристики нашего продукта на совершенно новый уровень.
Несколько моделей с применением технологии 3D-печати уже запущены в производство: это линейка грузовых шин MICHELIN X Multi, это революционная новинка для легковых автомобилей – MICHELIN CrossClimate, а в этом году мы представили мотоциклетную шину класса спорт-туризм – MICHELIN Road 5.
Источником инновационных решений при разработке серийных шин также является автоспорт. Технологии, испытанные на гоночных трассах, переносятся на дороги общего пользования. Таким примером стала наша новая зимняя шипованная шина MICHELIN X-Ice North 4, которую вы сможете установить на свой автомобиль уже этой зимой. Шип для новинки разработан с использованием элементов, используемых в шипах для шин мирового чемпионата WRC. Еще один такой пример – летняя спортивная шина MICHELIN Pilot Sport 4, созданная благодаря опыту участия в гонках FIA Формула Е. И эту шину уже сегодня вы можете увидеть на улицах города.
В каких еще сегментах представлена компания Мишлен?
Компания Мишлен пришла в Россию более 110 лет назад с шинами для легкового и коммерческого транспорта. Мы проделали колоссальный объем работы и сегодня предлагаем легковые, грузовые, сельскохозяйственные шины для крупногабаритной и двухколесной техники, а также шины для авиации. Каждый сегмент имеет свою особенность. Например, в сегменте грузоперевозок низкая стоимость километра пробега шины играет ключевую роль для минимизации затрат автопарков. И мы предлагаем такой продукт, помогая нашим клиентам оптимизировать расходы и повысить рентабельность бизнеса. В 2008 году мы вывели на российский рынок сельскохозяйственные шины MICHELIN. Они выполнены по технологии Ultraflex, покрывают весь цикл сельскохозяйственных работ, производимых самоходной техникой. Эта уникальная технология повышает эффективность сельхозпроизводства, обеспечивая плодородность и защиту почвы. Кроме того, огромный потенциал есть у рынка крупногабаритных шин, то есть это шины для всех типов машин, предназначенных для открытых и подземных горнорудных работ, для работ в карьере, порту и промзоне. И здесь мы также занимаем лидирующие позиции. Наконец, четыре года назад в России стартовали продажи мотоциклетных шин. Мы также активно работаем на цифровыми сервисами и услугами, которые дополняют наш продукт, улучшая мобильность клиента и помогая ему получить новый и уникальный опыт с нашим брендом.
Расскажите о решении Driving Data Intelligence? Как оно может помочь решению актуальной проблемы безопасности на дорогах?
Система DDI — это комплексная модель сбора и анализа телеметрических данных эксплуатации транспортных средств для оценки навыков вождения. Она помогает моделировать ситуацию в зависимости от реальных условий вождения, выстраивать оценочную шкалу вождения водителя исходя из его стиля вождения, времени нахождения за рулем, реакции на дорожные ситуации, определять типы «опасного» и «экологического» вождения. На базе анализа этой информации мы сможем предоставлять свою независимую и экспертную оценку в сфере мобильности и безопасности, которая по качеству и глубине проработки аналогична уровню нашей экспертизы в гастрономии – в формате известных гидов Мишлен. Сейчас мы прорабатываем идеи и предложения для российского рынка. Задача компании Мишлен – стать надежным партнером в сфере мобильности и безопасности движения.
Какие направления инновационной деятельности вы поддерживаете в России?
Сегодня в России созданы благоприятные условия для развития инновационной деятельности. Как активный игрок в мире открытых инноваций, Мишлен принимает участие в акселерационных сессиях French Tech Connect, организованных фондом «Сколково». Благодаря этой площадке мы можем детальнее изучить российские стартапы, подумать над возможностью их интеграции в наши бизнес-решения. Сегодня наиболее быстро растет доля онлайн-продаж, и поэтому наша задача – увеличивать свое присутствие в электронной коммерции. Приведу пример: каждая 7-я шина в России покупается онлайн, а если взять Москву, то здесь цифры в разы больше — более 50%! Поэтому ключевые направления для нас в сотрудничестве с российскими стартапами – внедрение мобильных технологий, создание CRM-решений и разработка алгоритмов для анализа больших данных в режиме реального времени. В России у нас уже есть несколько проектов, и они находятся на этапе тестирования.
Насколько нам известно, вы производите шины и в России. Покупатели продукции в других сферах иногда жалуются на то, что производимые в России продукты по качеству уступают тем, которые импортировались. Что компания делает для гарантии качества?
В 2004 году Мишлен стала первой иностранной шинной компанией, открывшей собственное производство натерритории России. И за 14 лет успешной работы мы доказали всем, что такой высокотехнологичный продукт как шины MICHELIN может качественно производиться в России.
Во-первых, для производства шин MICHELIN сырье закупается на мировом уровне. Это сделано для того, чтобы добиться экономии на масштабе и получить более выгодные цены, это и гарантия единого качества сырья. Во-вторых, все заводы Группы регулярно проходят как внутренний аудит, так и проверку независимых организаций. У нас очень серьезная система внутреннего контроля: каждая шина MICHELIN проходит несколько этапов проверки, имеет свой идентификационный номер в виде штрих-кода. В нем заложена информация обо всех стадиях производства и прохождении контроля. Благодаря этому штрих-коду можно узнать всю информацию – не только кем, когда и на каком станке произведена шина, но даже кем она была проверена на различных этапах контроля. И последнее, но не менее важное, мы сотрудничаем с крупными автомобильными производителями, предоставляя шины MICHELIN на первичную комплектацию. А это значит, что строгий аудит мы проходим и со стороны автопроизводителей. Наконец, несколько лет назад авторитетное автомобильное издание проверяло этот факт. Были организованы сравнительные тесты между тремя летними шинами MICHELIN, произведенными в двух странах Западной Европы и на заводе в Давыдово. В результате не было обнаружено никаких отличий.
В России есть экономические приоритеты: это локализация, инновации и экспорт произведенной в России продукции в третьи страны. Экспортирует ли Мишлен шины из России?
Российское представительство Группы Мишлен отвечает за Восточно-Европейский регион, в состав которого входит 11 стран. Поэтому завод Мишлен в Давыдово работает для шинного рынка всего региона. Да, мы отправляем продукцию и на экспорт, объем составляет порядка 20-30% и зависит от рыночной ситуации.
Шинный рынок — довольно конкурентный, над инновациями и качеством работают и конкуренты. Что выделяет Мишлен?
Приведу всего два примера, чтобы не уйти в рекламу каждой шины. Результаты тестов нашей летней новинки MICHELIN Primacy 4, которые провели независимые организации, показали, что новая шина ходит на 18 000 км больше по сравнению с ведущими конкурентами в данном сегменте. В зиме мы предлагаем нашу потрясающую новинку MICHELIN X-Ice North 4, я уже говорил о ней сегодня. Этот продукт отвечает самым высоким требованиям, которые предъявляются шине зимой – стопроцентный контроль над дорогой и удовольствие от вождения в этот непростой период года. В этом и состоит наша философия: создание высокотехнологичной шины, которая безопасна как новая, так и изношенная. То есть шина способна сохранять эксплуатационные характеристики и обеспечивать высочайший уровень безопасности до последнего километра пробега.
Как Мишлен участвует в процессе утилизации шин? Есть ли у Вас какие-то предложения по улучшениям в этой области?
Этот вопрос сегодня является одним из важнейших условий сохранения экологии и защиты окружающей среды в России. Ведь изношенные шины – это, прежде всего, источник ценного вторичного сырья. Создание эффективной системы экологически безопасной переработки шин позволит решить много вопросов: начиная со снижения негативного воздействия на окружающую среду заканчивая экономическим ростом России за счет развития перерабатывающей отрасли. Кроме того, это экономия в использовании первичных природных ресурсов и создание новых рабочих мест. В прошлом году Мишлен совместно с другими мировыми производителями и импортерами шин, работающих на территории России, учредили специальный отраслевой союз «ЭкоШинСоюз» для выполнения ответственности по утилизации шин.
Концепт шины будущего MICHELIN Vision, изготовленной при помощи 3D-печати