17 ноября во Франко-российской торгово-промышленной палате (CCI France Russie) прошло заседание Комитета по таможне и транспорту. Участники заседания обсудили актуальную ситуацию в таможенной отрасли.
Мероприятие открылось выборами руководящего состава комитета. Сопредседателями стали Алексей Мисаилов, директор глобальной системы поставок, FM Logistic, и Гайк Сафарян, партнер, глава группы по таможенному праву, CMS Russia.
Алексей Мисаилов сделал краткий обзор последних событий в сфере логистики. Сейчас наблюдается нехватка оборудования для перевозки грузов, в частности контейнеров и платформ. Эта нехватка связанна с тем, что в летний период большая часть перевозок осуществлялась в страны Европы. Из-за отсутствия поставок из Европы, пустые контейнеры находятся в морских портах европейских стран и не эксплуатируются. Также сейчас компании-перевозчики разрабатывают новые пути транспортировки грузов, например, не совсем привычный маршрут через скандинавские страны. По словам Алексея Мисаилова, в преддверии новогодних праздников, безусловно, ожидается повышение спроса.
Определенные изменения произошли в работе таможенных органов. На данный момент можно отметить большое количество обращений по вопросам декларации в центрах электронного декларирования. Центры работают достаточно быстро. Однако многие логистические компании опасаются, что могут возникнуть ошибки при оформлении документации. Спикер советует всем участникам ВЭД перепроверять декларации после их оформления. Также стоит отметить, что сейчас ведется большая проверка компаний. Таможенными органами было принято решение усилить контроль за ведением документации по поставкам товаров. Особое внимание уделяется транспортным вычетам и выплатам дивидендов.
Министерство финансов утвердило приказ (№29н) о новом порядке проведения категорирования участников ВЭД и его формы. В соответствии с приказом, категорирование лиц, совершающих таможенные операции, осуществляется ежеквартально согласно анализу информации об их деятельности и возможных рисков. Выделяют компании высокого, среднего и низкого уровня риска. В приказе также прописан порядок проведения контроля за соблюдением критериев участниками ВЭД. Контроль осуществляется путем автоматизированного анализа информации при помощи Единой информационной системы таможенных органов. Согласно приказу, за несоответствие критериям низкого уровня рисков, таможенные органы могут присвоить иную категорию в соответствии с правилами. Контроль проводится ежемесячно не позднее 25 числа. Алексей Мисаилов упомянул, что количество досмотров компаний увеличилось, в целом практически все компании подвергаются контролю.
Игорь Ершов, старший юрист, CMS Russia, рассказал участникам заседания о контроле за деятельностью участников ВЭД и о камеральных проверках. Наиболее часто по отношению к участникам применяется статья 16 и ее главы. Так, например, компания, нарушившая таможенную процедуру (Часть 2 ст. 16.9 КоАП РФ), может понести административную или уголовную ответственность. Согласно новым поправкам в уголовно-процессуальный кодекс, таможенные органы имеют более широкие полномочия. Теперь они могут дознавать не только по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) или 200.1 УК РФ (контрабанда финансовых средств), но и согласно ст. 200.2 УК РФ (контрабанда табака и алкоголя).
По словам спикера, большое количество запросов поступает от участников ВЭД о проведении камеральных таможенных проверок. В данный момент таможенные органы увеличивают время проверок, увеличивают объем запрашиваемых документов и их типов, а также документы, которые участник ВЭД не обязан иметь в силу требований законодательства РФ. В свою очередь участники ВЭД могут напоминать таможенным органам о сроках проверки, указать на отсутствие обязанности иметь определенные документы и не представлять документы, которые уже были представлены ранее. Игорь Ершов коротко упомянул о трендах, которые существуют в таможенной отрасли:
- активизация таможенных проверок в рамках пост-контроля
- стремление включить в таможенную стоимость: дивиденды, проценты по внутригрупповым займам и внутригрупповые услуги
- усиление контроля за соблюдение таможенного режима для отдельных категорий товаров и транспортных средств.
Вопрос обязательной маркировки по-прежнему является актуальным. Во время пандемии Комитет по таможне и транспорту Франко-российской ТПП направлял письма в Министерство промышленности и торговли с целью облегчить процесс маркировки парфюмерии. Начиная с 1 октября внедрена обязательная маркировка парфюмерных товаров, которая теперь наносится на таможенном складе. Спикер также осветил ситуацию по остальным товарным категориям.
В конце встречи участники задали интересующие их вопросы спикерам.
Если вы хотите получать приглашения на заседания Комитета, отправьте запрос на comites@ccifr.ru.