4 апреля 2014 года в Париже прошла конференция Комитета по ГЧП Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCIFR) «Развитие инфраструктуры большого города на основе государственно-частного партнерства» . Конференция, ставшая уже традиционной (это третья конференция Комитета в Париже после конференций в ноябре 2012 г. и в июне 2013 г.), собрала более 70 участников, интересующихся рынком проектов ГЧП, из Франции, Италии, России и других стран, среди которых Государственная компания «Российские автомобильные дороги»; VINCI Concessions, ALSTOM TRANSPORT, GDF SUEZ, ENEL, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация (IFC) и другие.
Конференция была посвящена применению механизмов ГЧП в развитии инфраструктуры больших городов. Участники обсудили использование механизмов ГЧП в автодорожной, транспортной, энергетической, социальной и иных сферах, опыт реализуемых и перспективных российских проектов ГЧП, опыт иностранных компаний в России и за рубежом, а также отдельные аспекты развития нормативной базы и применения различных инструментов ГЧП.
Скачать программу конференции: на русском языке; на английском языке.
Скачать список участников конференции.
Скачать презентации докладчиков:
- Андрей Аверин, ООО «Автодор-Инвест», управляющий директор по инвестиционному структурированию (презентация доступна исключительно участникам конференции и не размещена в открытом доступе на сайте) ;
- Алексей Зверев, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — Москва, старший юридический советник;
- Сергей Мытарев, Международная финансовая корпорация, главный советник по инвестициям, и.о. руководителя Департамента инфраструктуры в Европе и Центральной Азии;
- Александр Ерофеев, EY Россия, руководитель отдела проектного финансирования и инфраструктуры;
- Кристиан Эртебис, VINCI Concessions, директор проектов – Россия; заместитель председателя Комитета по ГЧП CCIFR;
- Арно де Монтс, ALSTOM TRANSPORT, концессии, ГЧП и финансирование совместных предприятий;
- Ксения Ерохина, ASAP Transportation Company, коммерческий директор;
- Стефан Звегинцов, ENEL, глава представительства в Москве;
- Венсан Пирон, Piron Consulting, президент; председатель Комитета по ГЧП CCIFR;
Дополнительная информация о конференции: Лидия Сутормина, начальник отдела профессиональных комитетов CCIFR — lidia.soutormina@ccifr.ru.
Мы благодарим всех докладчиков и экспертов за выступления на конференции: мы признательны вам за готовность поделиться опытом с представительной франко-российской аудиторией. CCIFR благодарит спонсоров конференции: ASAP Transportation Company и EY — и партнера мероприятия: Gide Loyrette Nouel.
Комитет по ГЧП CCIFR рад представить вашему вниманию отчет о конференции.
С приветственным словом к участникам конференции обратился Рауф Яббаров (советник по инвестициям председателя правления ГК «Автодор»), в котором рассказал о роли механизмов ГЧП в привлечении инвестиций в российский автодорожный сектор, а также о начале функционирования Национальной ассоциации инвесторов и операторов дорожной отрасли, задача которой — объединить российских и иностранных участников автодорожного рынка для представления их интересов на российском и международном уровне.
Открывая первую часть конференции, посвященную стратегии развития ГЧП в России, Андрей Аверин (управляющий директор по инвестиционному структурированию ООО «Автодор-Инвест»), рассказал о стратегии развития ГК «Автодор», первых результатах пилотных проектов ГЧП в автодорожной сфере России, а также о новых концессионных и иных проектах, планируемых к запуску в ближайшее время. Большое внимание было уделено особенностям основных моделей реализации проектов с привлечением частных инвестиций, которые применяются ГК «Автодор» (концессионное соглашение, долгосрочной инвестиционное соглашение, операторский контракт). Важно отметить, что на основе каждой из указанных моделей реализуются конкретные проекты, а по некоторым уже имеются определенные результаты. Так, в ноябре 2013 г. вступила в стадию эксплуатации первая в России автодорожная концессия (проект строительства обхода г. Одинцово, трасса М-1). В 2014 г. ожидается запуск первого участка новой автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург, а ввод в экплуатацию всех ее участков планируется к началу 2018 года.
В своем выступлении г-н Аверин также подробно рассказал и о новых проектах, которые планируются к запуску в ближайшее время, среди которых следует выделить проект строительства ЦКАД (конкурс по первому участку уже запущен, по остальным планируется запустить в этом году), проект реконструкции участка автодороги М1-Беларусь (33-132 км) — по схеме концессионного соглашения со сбором платы в пользу государства, а также проект реконструкции участка автодороги М3 Украина (124-194 км) — на основе долгосрочного инвестиционного соглашения.
Алексей Зверев (старший юридический советник Европейского банка реконструкции и развития — ЕБРР) рассказал о роли ЕБРР в развитии ГЧП в России, а также в других странах, где банк осуществляет свою деятельность. Помимо финансирования проектов ЕБРР активно занимается повышением стандартов национального законодательства, участвуя, среди прочего, в стратегическом диалоге с государственными органами для развития механизмов ГЧП. Так, по инициативе Межпарламенской Ассамблеи СНГ (МПА СНГ) был запущен проект по разработке модельного закона о ГЧП для стран СНГ. В своем выступлении г-н Зверев детально рассказал о задачах модельного закона, его содержании, текущем этапе его разработки. Андрей Ваганов (секретарь Постоянной Комиссии по Экономике и Финансам МПА СНГ) подробнее рассказал о роли МПА СНГ, одной из основных целей которой является развитие и содействие гармонизации законодательства стран СНГ, а также о значении разработки модельного законодательства для развития национального законодательства в данных странах. Важно отметить, что опыт МПА СНГ по разработке модельных законов показывает, что процент имплементации положений модельных законов в национальное законодательство составляет более 80%, в связи с чем, данную практику следует признать крайне успешной, а роль МПА СНГ- весьма значительной в развитии национального законодательства стран СНГ и обеспечении его соответствия лучшим международным стандартам и практикам.
Сергей Мытарев (главный советник по инвестициям, и.о. руководителя Департамента инфраструктуры в Европе и Центральной Азии Международной финансовой корпорации — IFC) в завершение первой секции конференции рассказал о роли IFC в развитии ГЧП, механизмах участия в проектах ГЧП, а также поделился полученными уроками в сфере ГЧП в России.
Вторая часть конференции была посвящена практическому опыту компаний в сфере ГЧП в России зарубежом. Александр Ерофеев (партнер EY Россия) рассказал о тенденциях и особенностях подготовки и реализации инвестиционных инфраструктурных проектов в России. В частности, Александр затронул вопросы, связанные с развитием конкуренции и обеспечением прозрачности конкурсных процедур при выборе частного партнера, обеспечением ясности условий финансирования проектов и их финансовой устойчивости, ролью финансирующих организаций в осуществлении эффективного независимого контроля за реализацией проекта, особенностями взаимоотношений членов консорциума, проектной компании и подрядчика при реализации проекта, а также с отдельными механизмами распределения проектных рисков между участниками проекта. В заключении Александр сделал case-study проекта закупки и эксплуатации нового подвижного транспорта для московского метрополитена, реализуемого на основе контракта жизненного цикла. Следует отметить, что конкурс на выбор исполнителя по данному проекту будет объявлен в самое ближайшее время.
Выступление заместителя председателя Комитета по ГЧП CCIFR Кристиана Эртебиса (директор проектов — Россия, VINCI Concessions) было посвящено опыту компании по реализации проектов строительства объектов автодорожной, спортивной и иной инфраструктуры во Франции, России и других странах мира, применению уникальных технологий и методов управления проектами. Г-н Эртебис отметил, что так как проекты ГЧП носят долгосрочный характер, сотрудничество между российскими и европейскими участниками не зависит от сиюминутной политико-экономической конъюнктуры, и весьма положительно оценил перспективы их реализации. Арно де Монтс (ALSTOM TRANSPORT, концессии, ГЧП и финансирование совместных предприятий) посвятил свое выступление городскому транспорту, в частности, проектам поставки и эксплуатации современных трамваев. Стефан Звегинцов (глава представительства Enel в Москве) рассказал об иностранном и российском опыте подготовки и реализации проектов в сфере энергетики. Завершила секцию Ксения Ерохина (коммерческий директор ASAP Transportation Company), представившая красочную презентацию об уникальном для России проекте организации индивидуальных транспортных перевозок с применением высочайших для Москвы стандартов технологий и сервиса.
Подвел итоги конференции председатель Комитета по ГЧП CCIFR Венсан Пирон (президент Piron Consulting), представивший краткий доклад о результатах, особенностях и тенденциях подготовки и реализации наиболее значимых российских проектов ГЧП в сфере развития городской инфраструктуры последних лет.
Модераторами конференции выступили заместители председателя Комитета по ГЧП CCIFR партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов и д.ю.н. Антон Стадников.
Прошло мероприятие в парижском офисе международной юридической фирмы Gide Loyrette Nouel.