21 мая состоялся вебинар с заместителем министра промышленности и торговли РФ Василием Осьмаковым. В онлайн-мероприятии, организованном Российско-Германской внешнеторговой палатой (ВТП) при поддержке Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCI France Russie), приняло участие более 120 компаний. Модератором сессии выступил Фальк Тишендорф (Байтен Буркхардт). У немецких и французских предпринимателей была возможность задать представителю ведомства актуальные в свете пандемии COVID-19 вопросы. С полным перечнем вопросов и ответов можно ознакомиться здесь.
«Сегодня не следует забывать о других важных темах – нельзя, чтобы COVID-19 везде доминировал», – сказал председатель правления ВТП Маттиас Шепп, открывая онлайн-встречу.
Вечером того же дня Росстат опубликовал данные, свидетельствующие о падении промышленности России в «нерабочем» апреле почти на 7% – одном из следствий COVID-19. При этом наибольший спад зафиксирован в производстве легковых автомобилей – здесь локдаун способствовал снижению на 79,2% от показателя за апрель 2019 года.
Неудивительно, что многие вопросы на онлайн-встрече были заданы представителями автомобильной промышленности.
Татьяна Редько, GR-директор ЗАО «РЕНО РОССИЯ», выступила с предложением внести изменения в подготавливаемый Минпромторгом России обновленный механизм КППК (корпоративной программы повышения конкурентоспособности). В частности, было предложено исключить требование, согласно которому доступ к КППК получают только компании, достигшие определенного значения показателя результативности. Также из законопроекта по КППК было предложено исключить требования по обязательному ежегодному приросту экспортной выручки организации. Кроме этого, французским автопроизводителем было предложено в рамках экспортной логистической субсидии (496 постановление) предоставить 1-й приоритет при ранжировании системообразующим организациям, вне зависимости от наличия или отсутствия у них заключенного соглашения КППК.
В немецком автоконцерне «Фольксваген Груп Рус» указали на то, что автопрому нелегко получить необходимую в условиях корона-кризиса господдержку, так как он не вошел в правительственный перечень наиболее пострадавших отраслей. В «Мерседес-Бенц РУС» напомнили о проблемах, возникших у отрасли в связи со временным закрытием автодилеров.
Помимо этого, сегодня бизнес не может претендовать на господдержку в виде реструктуризации налоговых платежей и банковских гарантий, если более 50% уставного капитала компании составляют иностранные инвестиции.
«Иностранные компании должны иметь возможность рассчитывать на господдержку. Ведь они тоже создают рабочие места, платят налоги. Мы должны выйти из этого кризиса все вместе», – сказал генеральный директор CCI France Russie Павел Шинский.
Еще одной важной темой встречи стала российская политика в области локализации производства. Пандемия коронавируса показала, что при нарушении цепочек поставок, ведущей к недостаче необходимых компонентов, может возникнуть угроза остановки промышленных предприятий. В связи с чем участники рынка ожидают ужесточения требований к локализации производства в России. В этой связи Василий Осьмаков отметил, что сейчас Минпромторг занимается «разматыванием цепочки поставок», чтобы сфокусироваться на господдержке выявленных узких мест производства.
Участников встречи интересовал также вопрос о продлении действия специнвестконтрактов (СПИКов), поднятый на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности 20 мая. В ходе совещания министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров поддержал инициативу продлить действие СПИКов на два года для проектов, реализация которых пострадала от пандемии. При этом глава Минпромторга высказался за индивидуальное рассмотрение каждого проекта на межведомственной комиссии.
Также на встрече ВТП и CCI France Russie обсуждался наболевший для иностранных компаний вопрос о въезде высококвалифицированных специалистов в Россию. До сих пор правительством разрешен въезд в страну некоторых категорий иностранных граждан, в том числе технических специалистов, но топ-менеджмент в соответствующее постановление правительства не входит.
В том числе компании-члены ВТП Gabec, Claas, Metro Ag, Siemens, SAP, Schaeffler AG, как и компании-члены CCI France Russie Hyve Group, OPEN Group, ГК Ирис задали Василию Осьмакову свои вопросы.
ВТП и CCI France Russie благодарны Василию Осьмакову и Минпромторгу за участие в мероприятии и за конструктивный диалог.